Из истории села Большая Кандала (материал составлен на основе воспоминаний старейших жителей села)

Село моё! Село родное!
Мой старый дом. Моё подворье.
Кусты сирени у крыльца.
Скамейка старая отца.
Колодец с воротом скрипучим,
Водой холодной – самой лучшей.
Тепло хранит мой старый дом.
Растёт рябина под окном.
Мне всё до боли здесь знакомо.
Всё это свыше дано - Богом.

     Село Большая Кандала одно из старейших сёл Старомайнского района.  Ориентировочно село возникло в конце 60-х годов 17 века. Одним из основателей его был «бобыльский сын» из-под города Нижнего Ломового (ныне Пензенская область) Савелий Лаврентьев.
     О названии села Большая Кандала в народе бытует несколько легенд. Суть одной из них такова. Когда-то в этих краях лежал тракт, по которому гнали этапом арестантов, закованных в кандалы. В одном из селений, лежащем на тракте, стояла кузница, где у арестантов перековывали кандалы.  Село это впоследствии так и назвали Новиковка (от слов «снова, заново и ковать»).  Отправляясь дальше, большая часть колодников оставалась на ночлег в селе, которое в дальнейшем и получило название Большая Кандала. Село, где останавливалась малая их часть, назвали Малая Кандала.
     В зависимости от рассказчика, отдельные факты могут меняться, но при этом остаётся главная суть – названия сёл Большая Кандала и Малая  Кандала произошли от русского слова «кандалы» т.е. «оковы», «цепи». К сожалению, многие легенды и предания не учитывают реальных исторических событий. Архивные документы утверждают, что Большая Кандала своё название получила по речушке Кандалке, на берегу которой и ставили свои избы поселенцы.
     Но вот тут-то и возникает вопрос. На который до сих пор не найдено точного ответа – где берёт своё начало название реки Кандалки? 
     Но есть ещё несколько толкований названий этих сёл. Кандала слово татарское и переводится оно как клоповка, что в простонародье означает тюрьма; монгольское кандалак – «поперечный»; тюргское кандала – «трава донник». Есть и такая версия, согласно которой название реки произошло по кондовому (конда – сосна) лесу, что с давних пор рос вдоль реки.
     В середине 17 века Российское государство расширило и укрепило свои границы. По велению царя Алексея Михайловича, московское правительство вынуждено было приступить к строительству Закамской укреплённой линии. Состояла она из лесных завалов, земляного вала со рвом на открытых местах и небольших укреплённых городков с немногочисленными стрелецкими гарнизонами.
     Предполагается, что первыми поселенцами нашего села были служилые люди царя. Все они были государственными крестьянами. Поселились они на Хохловке (позже улица Заречная, в настоящее время здесь ни осталось ни одного дома). По рассказам старожилов там была крепость со рвом, земляным валом, огороженная стеной из брёвен. До сих пор там есть местность, которую называют «валы».
     Интересно то, что в Москве в середине 17 века был Хохловский переулок, который расположился на месте урочища Хохловка, где после воссоединения Украины с Россией (1654 г.) селились украинцы; Бутырская улица – здесь в 17 веке была деревня Бутырки, которая принадлежала И.Н.Романову, дяде царя Михаила. Может быть, переселенцами и были названы самые первые улицы нашего села по их прежнему месту жительства.
     Так некоторые старые названия улиц, несмотря на переименование 1967 году, бытуют и сегодня. 
     Названия улиц с. Большая Кандала старожилы объясняют так:
  • Хохловка – самая первая улица села, где жили служилые люди – хохлы;
  • Подбор – дома в этой улице ставили на дубовом подборе, чтобы в жилище не попадала влага;
  • Загумки – за гумном (крыты ток, где молотили хлеба);
  • Якимовка – первый дом здесь построил Аким;
  • Наяновка – жили люди нахальные, бестыжие, «наяны»;
  • Шемеловка – жили Шемеловы;
  • Мёртвая – улицы, по которой носили покойников на кладбище;
  • Конец – конец села; селились люди больные, старые, которые долго не будут жить.
     Наше село русское. Основным занятием жителей села было земледелие. Сеяли озимую рожь, овёс, просо и очень редко гречиху горох. Пшеницу не сеяли. Из технических культур коноплю и лён.
     В архивных документах Ульяновской областной библиотеки имени И.Н.Ульянова есть такие сведения:
     Село Грязнуха и Большая Кандала составляли одну общину «Пашню пахали и сенными покосами и всякими угодьями владели вопче», а лес хоромный и дровяной рубили в Майнском, в Кандалинском и в Тиинском чёрных и боровых лесах «опричь бортнаго деревья», т.е. крестьяне рубили лес везде, где только мог заприметить человеческий глаз.
     Крестьяне сёл Грязнухи и Большой Кандалы пришли сюда «от голоду и хлебного недороду» из Нижегородского, Гороховетского, Костромского, Унженского уездов (до 1678 г. – перепись). 
     Крестьяне села Большая Кандала имели в своём владении пахотной земли на каждый ясак по 18 десятин и сенных покосов по реке Кандалке на 3000 копен. В 1696 г. Они уплатили оброка 42 рубля, а в 1698 г. сумма оброка уже возросла до 54 рублей 15 алтын (в 17 веке из фунта серебра выходило 10 рублей 24 копейки на наши деньги, в 54 руб. заключалось5 фунтов серебра или 185 рублей на наши деньги, алтын был 3 коп.); в 1699 г. крестьяне были переведены с оброка на тягло, причём стали вносить уже 50 ясаков в год (т.е. почти в 1 ½ более).
     Техника земледелия была низкой.  Для обработки земли использовались двузубые сохи, деревянные бороны, «железные сошки» (предшественницы плуга). Зерновые культуры убирали серпами, косами и граблями. Снопы сжатого хлеба укладывали для первой сушки в поле: рожь в крестцы (в 30 – 40 снопов), стоянки (10 – 15 снопов); яровые – в бабки, в пятки; горох – в копёшки  (в 100 – 150 снопов).       С полей снопы зерновых культур увозили на гумно, где складывали в копны и клади, затем сушили в овинах; обмолот вели в основном цепами. Веяли зерно в крестьянских хозяйствах на ветру лопатой, мололи на ветряных и водяных мельницах. Хранили зерно в сусеках. Жители села занимались и огородничеством. Сажали картофель, коноплю, тыкву. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, коз, птицу. Занимались пчеловодством.
     Кандалинцы были работящими и довольно способными людьми. В селе были развиты различные промыслы. Сельчане занимались бортничеством, гнали смолу и дёготь. В 1765 году при селе возник каземский винокуренный завод, состоящий под ведомством особо учреждённой в Москве при камер-коллегии винокуренной экспедиции.
     Село Большая Кандала  - удельное село. В 1798 году проводилась перепись Казанской удельной экспедиции советником Осипом Петровым.
     13 декабря 1798 года прибыл в село Большую Кандалу, отстоящую от Малой Кандалы в 6-и верстах, и по прибытии учинена по ревизским сказкам перекличка, по которой оказалось мужеска – 229, женска – 268 душ.
     Потом на текущий год утверждён в выборных крестьянин Пётр Тимофеев.
     В оном селе церкова деревянная во имя Святаго Михаила Архангела, дворов удельных крестьян 85, расположены в разных улицах. В дачах земля чернозём и по показанию крестьян плод приносит посредственный.
     По данным 1859 года в селе Большая Кандала было 344 двора, 2600 жителей. Административно село относилось к Ставропольскому уезду (130 вёрст), Самарской губернии (200 вёрст).
     После отмены крепостного права село становится волостным.
     В селе открывается церковно-приходская школа. До этого в селе было училище. К сожалению никаких сведений, об училище мы не имеем. Школа была двухклассная с трёхлетним обучением.  С 1911 года стало четырёхлетнее обучение. Детей водили в церковь, приходил на урок и поп, учил Закону Божьему, молитвам и церковному пению. Основные предметы, кроме перечисленных: славянское и русское чтение, арифметика, чистописание, давались сведения по истории. Школа находилась при церкви. Учитель подчинялся попу. 
     Ещё была земская школа напротив теперешнего СДК. Она сгорела от молнии в 50-х годах 20 века. 
     Крестьяне, привыкшие к старому укладу жизни, ещё недопонимали большого значения просвещения, поэтому учиться детей грамоте пускали с неохотой. Часто дети, не освоив даже часть учебной программы, бросали школу. В крестьянских семьях, в первую очередь, ценились трудовые качества, поэтому детей больше приучали к тяжёлому крестьянскому труду.
     Интересно, что на всю Большекандалинскую волость в 1884 году было бондарей -7, валяльщиков - 6, 1- коновал, 1- маляр, пастухов- 10, 27- пильщиков, 1- столяр, 3- кузнеца, 17- портных, 29- плотников, 8- мельников, 9- корчевников, 1- печник, 7- сапожников, 19- смолокуров, 2- стекольщика, 44- угольщика,1- щерстобик, 1- старьевщик, 1- тряпичник, 2- шорника, 88- пасечников, 1 -охотник и т.д. 45 человек ходили в отхожие промыслы, 126 человек считались нищими. 
     В селе Большая Кандала в 1884 году было 623 двора, 3390 жителей; мужского пола 1661, от 18 до 60 лет – 838, женского пола 1730, от 16 до 55 – 859. Число грамотных – 151 человек мужского пола, 27 человек женского пола.
     В 1895 году тщанием прихожан была построена деревянная церковь на каменном фундаменте. В ней было 2 престола: «во имя живоначальные Святой троицы, а в пределе во имя Архистратига Божия Михаила».
     Вокруг церкви была чугунная ограда, росли тополя и акация.  Служба в церкви проводилась по праздникам. По маленьким праздникам звонили в маленький колокол, по большим – в большой колокол (600 пудов весом).
     На Вознесение и на Троицу верующие жители села с попом и певчими ходили с иконами и херувимами в поле, где посажены рожь и просо. Там в поле и проходила служба. В 1934 году церковь закрыли, а потом сняли колокола. Обряды проводили в сторожке. Венцы были сделаны из лыка. Попом был Сунгуров Александр Михайлович. В 1937 году был арестован, реабилитирован в 1989 г. Певчие: Обмелюхин Александр Петрович, Краюхин Иван Степанович, Силантьев Кузьма Андреевич (учитель).
     Летом 1954 года с церкви снимали купола с крестами. Купола три дня лежали около церкви, потом их куда-то увезли.
     На месте этой церкви была другая, она сгорела от молнии. Днём была служба, поп читал, и, если бы люди не вывели его из церкви, то он бы сгорел. 
     В центре села (где сейчас СДК) была построена каменная церковь, оставалось только крышу покрыть. Началась революция и её разрушили, а кирпич растащили.
     О том, как жили большекандалинцы, лучше всего говорят цифры. Так в 1897 году сельская община имела 5716 десятин земли (из них 5450 пахотной), 12 смолокуренных заводов, 1 маслобойку, 9 ветряных мельниц. В селе было 3785 человек. Мужского пола – 1870, женского пола – 1915.
     В начале 20 века село Большая Кандала достигает наиболее высокого числа жителей. Так по данным 1910 года в селе в 954 дворах проживало 4656 человек. Мужского пола – 2229, женского пола – 2427.
     Экономика села базировалась в основном на самообеспечении, но хорошим стимулом деятельности сельчан были базары, которые проходили в селе по пятницам. Здесь можно было продать излишки своих продуктов и различные изделия или приобрести необходимый товар. Что привозили на базар крестьяне и ремесленники из других сёл.
     В селе было несколько зажиточных крестьян, т. е. «богачей». Одним из них был Марьин Василий Кузьмич. У него была лесопилка, паровая мельница, смолокуренный завод. Всё это находилось около леса, сейчас там улица Ленинградская (с 1967 г.), раньше она называлась Петроград (названа революционно-настроенными рабочими). Там же был большой дом для бездомных рабочих. Был у него и магазин смешанных товаров. Он находился в каменном здании, где впоследствии был клуб. Марьин дом находился чуть подальше, где сейчас живут учителя. (Безруков С.Ф.) У Марьина были наёмные рабочие. Их он одевал. Обувал, давал в долг продукты и товары. За долги отрабатывали или платили в рассрочку. Он был добрым и помогал людям в беде. После его бегства многие люди остались ему должны. У него было трое детей: 2 сына и дочь Ольга. Дочь жила в Москве, один сын в Сталинграде, другой – в Челябинске.
     Ахматов(?) был мужик крутой и жадный. Он имел большой клин земли от улицы Конец и дальше до Чёрного озера. Люди шли к нему за помощью, если не хватало хлеба. Он давал, но чтобы отдать ему две меры. Даст зерна похуже, а ему отдай хорошего. Имел лавку по улице Конец, где позже была почта.
     Мартыновы (Сорокины) жили в доме, где в последствии был детский сад. (Сейчас от него осталось только каменное здание, около дама Исаевой Галины Николаевны) Мартыновы держали много скота и торговали мясом. Имели небольшую торговую лавку.
     Марьин Матвей – дядя Василия Кузьмича. Ехал на пароходе по Волге, украл у одной женщине золото, хорошо спрятал его на пароходе. Его заподозрили, но ничего не нашли. За это ему выкололи один глаз. Таким образом он разбогател. В Большой Кандале у него была лавка. На золото он покупал лес у государства. Этот лес разделывал на шпалы и возили на строительство железной дороги Ульяновск – Уфа.
     В селе до сих пор сохранились старинные, с замысловатыми узорами кирпичные здания. Их осталось 12. В основном избы в селе были деревянные с соломенной и тесовой крышей. Что способствовало распространению пожара. В 1930 г. накануне Вознесения ребятишки Краюхина Ивана Степановича во дворе варили яйца и сожгли дом. Была сильная жара. Сгорели две улицы – Конец и Бутырки. Это 120 домов.
     Первого мая 1945 г. в Подборе сгорело 16 домов. Примеров можно привести много. В центре села была пожарная каланча с колоколом. Как только звенел колокол, люди в страхе выбегали из домов и спешили на помощь. Когда в селе не было пожарки, по ночам ходили сторожа со «стукалками». Мадясов в 12 часов ночи ходил по улице Конец и стучал.
     Революция пришла и в наше село. Богачам это не нравилось. В 1918 году они организовали кулацкое восстание, но на второй же день оно было подавлено. В этом же году в селе был организован комбед. Председателем был Рязанов Ерофей, а помощником его брат Рязанов Пётр. Кроме этого, в 1918 году была организована партизанская группа дружинников, руководителем которого был Рыбакин П.С.  «Комбеды» и дружинники проводили следующую работу: охраняли село от набегов «бельчаков», помогали выполнять задания партии и правительства по заготовке хлеба и других продуктов. В дружину входили Белянчиков Гавриил Матвеевич, Кирягин Григорий, Рязанов Никита, Борисов Матвей Андреевич, Страдымов Фёдор, Мертин Лукьян, Лагунов Арсений, Рыбакин Илья Степанович и другие.
Первым председателем сельского Совета был Пыркин (Мартынов) Михаил Леонтьевич. Он был из левых эсеров, служил в старой армии матросом. Вернулся домой из ссылки, где был 12 лет. Сослан после революции 1905 года. 
     Тревожными были для жителей села 1918 – 19 годы. Однажды богачи вместе с председателем сельсовета Мартыновым М.Л. вызвали белогвардейский отряд из Старой Майны для свержения Советской власти. Отряд прибыл с пулемётом, дали несколько очередей, запугали народ. Они рассчитывали взять всех активистов советской власти. Созвали сход граждан села, требовали их выдачи, но у них ничего не получилось. Тогда они пошли по домам. Захватили спящего дружинника Рябинова Ивана Дмитриевича и матроса Кондратия. Привели их на сход, допрашивали, издевались и избивали их. Затем связали и бросили в повозку, увезли их на станцию Бряндино и там расстреляли.
     Председатель сельсовета Мартынов М.Л., чуя, что им не сдобровать, с секретарём сельсовета Поповниным Василием Степановичем, Калябиным Сергеем, Ахматовым Кузьмой взяли кассу и ушли к белочехам. Председателем сельского совета выбрали Галкина Алексея Филипповича. Он был первым коммунистом села. Как хорошего работника его взяли в город Мелекесс на повышение. После него был Белянчиков Гаврила Матвеевич. 
     В марте 1919 г. кулаки собрались ночью на квартире Глебова Терентия Яковлевича и решили вновь расправиться с активистами. Рано утром ударил набат на сход. Люди стали сходиться к церкви. На этот раз кулаки хватали активистов, зверски избивали, несколько человек было изувечено, одного замучили насмерть. Рыбакину П.С. удалось тайно послать связного в Старое Рождествено в дружину Львова Арсения за помощью. К вечеру отряд прибыл и начался арест кулаков и организаторов этого мятежа. Но многим удалось скрыться в лесу.       После они долго занимались бандитизмом, по дороге боялись ездить в Матвеевку на базар. Руководитель этой шайки был Марьин Василий Кузьмич, кличка его «паук». У него нашли списки активистов, с которыми они хотели расправиться и долговую книгу. Долгов было много. Ведь он был богаче всех, на него работали, он давал в долг товар, хлеб, тёс и т. д. 
     Желательного облегчения от новой власти крестьяне не получили, кроме того, грабительская продразвёрстка подавила всякое желание заниматься хозяйственной деятельностью. Продотряды беззастенчиво очищали крестьянские сусеки. Обобранные таким образом селяне оставались беззащитными ко всякому непредвиденному случаю, поэтому с наступлением засушливого 1921 года в селе, как и во всём Поволжье, начался непомерный голод, а с ним эпидемии тифа и оспы. Собранный урожай был очень скудным, поэтому перебивались, как могли: ели, в основном, коновник, лебеду, липу. За эту трудную зиму в селе резко сократилось поголовье скота, многие жители, не выдержав голода, покидали село в поисках сытых мест. 
     В памяти людей до сих пор сохранились тёплые воспоминания о своевременной помощи продуктами питания той загадочной далёкой Америки. В селе была образована столовая для детей, где кормили кукурузным киселём, рисовой кашей, давали какао, хлеб. Шагарова Зинаида Михайловна, Мясников Алексей и Крайнова Анна раздавали паёк по спискам, по половнику на человека.
     В 1922 году в село Б. Кандала приехал представитель Мелекесского укома ВКПБ Галкин Алексей Филиппович. Он организовал собрание молодёжи, на котором присутствовало около 150 человек. Был заслушан доклад «Речь на 3 съезде комсомола» Была создана комсомольская ячейка из 12 человек: Булдин Сергей Павлович, Бычков Дмитрий Михайлович, Вершинин Яков Михайлович, Денисов Григорий, Половинихин Илья, Марьин Иван Васильевич, Семахин Кузьма, Обмелюхин Фёдор Егорович, Шерстнев Степан Иванович, Тулупов Иван Степанович, Чугунов Григорий Кузьмич. Секретарём ячейки избрали Чугунова Григория Кузьмича. Комсомольцы были хорошими помощниками сельсовета. Они открыли ликбез, вели культмассовую работу, ставили концерты.
     1924 год. Умер В.И. Ленин. В селе была траурная демонстрация, гудели гудки лесозаводов. Также демонстрации проводились на 1 Мая и 7 ноября.  Было общее угощение, от колхоза давали подарки. Детям гостинцы давали кроме ёлки и на эти праздники. В этом году был создан пионерский отряд.  В вожатые был прислан комсомолец Платонов Александр. Первые пионеры: Буренин Степан, Митин Николай, Митина Тоня, Лисина Нюра, Акинфиевы Федя и Нюра и др. 
     Коммунистов в 1928 году было 2: Буренин Филип и Чугунов Григорий Кузьмич. 
     В 1929 г. в селе был женский бунт, организованный попом Сунгуровым. Дело было так. Школа была мала, а детей, желающих обучаться, стало больше. Решили поповский дом отобрать под школу, а попа переселили в сторожку. Вот он перед женщинами в церкви выступил, что его из дома выгнали, и церковь хотят закрыть. Женщины все из церкви пошли прямо в сельсовет. Толпа была до 1000 человек. Они шли разъярённые. Кричали, грозили расправиться с сельсоветчиками. Члены партии вышли к ним, успокоили, разъяснили, что их обманули, а здание нужно детям их же для учёбы. Попа же судили и дали ему 1 год 6 месяцев лишения свободы. В 1989 он был реабилитирован.
     В 1928 г. в селе была организована колхозная артель из 17 семей. Землю им выделили около озера и назвали «Красный бор».  Построили они там полевой стан, хотели строить там дома. Но из-за воды не стали. Пытались пробурить колодец, но воды не достигли.  Пришлось жить в селе. Артелью работать понравилось. В первый же год получили хороший урожай, всем членам артели дали всякого зерна, набили масла подсолнечного и тоже дали. Рассчитались с государством и заложили семена. Дело пошло хорошо. Председателем был Буренин Ф.Е.
     В 1933 г. сплошная коллективизация. В колхозе уже было 500 хозяйств. Колхозов в селе было 5: «Красный бор», «15 лет ОГПУ», «9 лет памяти Ильича», «Имени Красина», «Имени Калинина». В колхозах стали появляться трактора, молотилки, сеялки, веялки. Работали за трудодни, а получали зерном.   В 1950 году колхоз стал один «Имени Сталина», правление было в здании, где позже был детский сад. В 1955 г. колхоз стал называться «Советская Россия». Имел он тогда 32 трактора, 20 автомашин, 17 комбайнов, 1356 голов крупного рогатого скота, 600 свиней, 1580 овец, 122 лошади.

Остались в памяти народной….

     До сих пор живёт в людской памяти душевная доброта врача Якова Михайловича. Он работал в селе ещё в далёкие 20-е годы.
     Свою педагогическую деятельность в селе еще задолго до революции начала Гаврилюк Наталья Михайловна, была награждена орденом Ленина.
     Запомнился односельчанам как человек, внесший огромный вклад в развитие средней школы, в комплектование библиотечного фонда школьной библиотеки Тухтаманов Владимир Севастьянович. Был активным участником художественной самодеятельности СДК. Около 10 лет был директором школы.
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив