Церковь Михаила Архангела

    Село Большая Кандала Старомайнского района Ульяновской области (бывшего Ставропольского уезда Самарской губернии), название получило по р. Кандалке.
    В северо-восточной части села Большая Кандала Старомайнского района сохранилась деревянная церковь Михаила Архангела. Церковь двухпрестольная, во имя Живоначальной Троицы и Архистратига Михаила. Из архивных источников известно, что в с. Большая Кандала: «Церковь холодная, здание и колокольня деревянные, на каменном фундаменте. Построена в 1837 году на средства прихожан. После пожара в 1895 г. вновь отстроена».
Свято-Троицкая церковь построена на средства прихожан в 1895 году. Прежняя сгорела от удара молнии. Старожилы рассказывали, что священнослужитель Иоанн Разсудов до последнего вел в ней службу - уже задыхавшегося от дыма батюшку прихожане вывели из пылающей церкви под руки – вот урок преданности вере и долгу...

    В 1895 году на средства прихожан была построена деревянная церковь на каменном фундаменте. В ней было 2 престола: «во имя живоначальные Святой троицы, а в пределе во имя Архистратига Божия Михаила».
    Вокруг церкви была чугунная ограда, росли тополя и акация.  Служба в церкви проводилась по праздникам. По маленьким праздникам звонили в маленький колокол, по большим – в большой колокол (600 пудов весом).
    На Вознесение и на Троицу верующие жители села с попом и певчими ходили с иконами и херувимами в поле, где посажены рожь и просо. Там в поле и проходила служба. 
    После отмены крепостного права село становится волостным.
    В селе открывается церковно-приходская школа. До этого в селе было училище. К сожалению никаких сведений об училище мы не имеем. Школа была двухклассная с трёхлетним обучением. С 1911 года стало четырёхлетнее обучение. Детей водили в церковь, приходил на урок и поп, учил Закону Божьему, молитвам и церковному пению. Основные предметы, кроме перечисленных; славянское и русское чтение, арифметика, чистописание, давались сведения по истории. Школа находилась при церкви. Учитель подчинялся попу. 
    В  роковые тридцатые годы началась  неистовая борьба с верой. С высокой колокольни сбросили большой колокол. Собравшийся народ был уже напуган жестокостью власти, потому возмущался как-то нерешительно и обреченно... 
    Из воспоминаний старожилов села:  «Церковь закрыли в 1935 году, а колокол ещё в 1934 г. сняли и продали его шобольнику.. В 1954 г., летом, сняли и купола. Захотелось некоторым снести купола с церкви. Нашлись и охотники за вино это сделать. Тракторист Безруков Иван (шиш), он драл тросами, тросы рвались, но они вновь драли. Командовали сыновья Вершининой Ксении Сергеевны - Василий и Виктор. Она в войну была председателем с/с. Поиздевалась над народом, да жила разгульно. Был тут Сарычев Сергей Як., без руки с войны пришел, плохого поведения был. Отец – то тоже был в председателях колхоза. Хорошего о нём никто не сказал. Савин Гаврила. Всё – таки стащили купола. Народу много сошлось и никто не одобрил это дело. Рухнули купола, три дня лежали тут, потом куда – то увезли. На церкви это место тёсом закрыли и зерносклад устроили. Эти молодцы предовольные, что сотворили чёрное дело, пошли пить вино. Кресты исчезли, колокол продали, иконы растащили. Многое унесли Вершинины и сложили у себя в подвале. Они и могилу священников у церкви нарушили, раскопали этот склеп, что уж там взяли, не все знают. Им всё сходило с рук. Мать то ведь коммунист была…
    После закрытия церкви, обряды проводили в сторожке. Венцы были сделаны из лыка. Попом был Сунгуров Александр Михайлович. В 1937 году был арестован, реабилитирован в 1989 г. Певчие: Обмелюхин Александр Петрович, Краюхин Иван Степанович, Силантьев Кузьма Андреевич (учитель)».
    В центре села (где сейчас СДК) была построена каменная церковь, оставалось только крышу покрыть. В те же тридцатые недостроенную кирпичную церковь разобрали, кирпич частью растащили, частью отвезли в поселок Лесозавода. Старожилы помнили артезианский колодец, что был рядом с церковью, ныне на месте разобранной церкви построен клуб и парк.
Михаила Архангела, молитвенный дом, Большая Кандала

    Религия занимает особое место в селе Большая Кандала. Приходская жизнь возродилась в селе в 1990-х годах: был устроен молитвенный дом во имя Архистратига Божия Михаила. Молельный дом находился на окраине села и уже стал ветшать, так здание было деревянное и очень старое. Сельчане стали поговаривать о том, что селу необходим Храм в центре села. 

    В 2015 году отремонтировали здание, которое находиться в центре с. Большая Кандала. Прихожане ютились в этом маленьком неприспособленном здании. Это дом помещика Сорокина. Кроме этой кирпичной постройки был еще и большой деревянный дом. Сорокины держали скот, мясом торговали и имели магазин После их раскулачивания в их доме было правление колхоза.
    В войну 1941 – 1945 гг. в этом доме был детдом. Дети войны жили в нём.. А потом,  детский сад. Дом был деревянный и за много лет обветшал, в 2007 году дом сгорел, а на этом месте заложили фундамент нового Храма. От дома Сорокиных осталась только кирпичная постройка.


    Митрополит Прокл, объезжая села, посетил старую деревянную Церковь Михаила Архангела в селе Большая Кандала, было понятно, что восстановить прежнюю Церковь невозможно, и тогда, с благословения Митрополита Прокла, было принято решение о  строительстве нового Храма в центре села, чтобы было удобно для верующих. И вот в 2015 году в селе Большая Кандала началось строительство нового Храма Михаила Архистратига, расположенного в центре села. 
    Отец Константин принял непосредственное участие в судьбе строительства нового Храма в селе Большая Кандала. Средства на строительство нового Храма ходили собирали по всем селам поселения. Отец Константин предложил поучаствовать в строительстве Храма Горелову Евгению Александровичу и он охотно согласился и принялся за дело. Помогала Евгению его сестра Мария. Родители Евгения, уроженцы с. Большая Кандала, и сам он свое детство часто проводил в с. Большая Кандала. Самым сложным было решить вопрос по лесу. В выделении леса помог Ваганов Николай Васильевич. Распиловкой леса занимался Сагадетдинов Эмир. Строительный материал для строительства Храма выделил директор ООО «Возрождение» Тухфетуллин Фергат. Помогали средствами в строительстве Храма и земляки, которые уже давно уехали из села.
    Несмотря на то, что работы по строительству еще не были завершены, храм уже действовал. В 2016 году основные работы по строительству Храма были завершены. И вот уже в течении шести лет, не было ни одного года, чтобы ничего не делалось. Храм газифицирован, построена хозяйственная постройка, отремонтировано кирпичное здание, где в настоящее время находиться трапезная. В 2020  году  местные жители Голоднов Николай и его помощник Рудков Валерий установили новые ворота при въезде, смонтировали металлическое ограждение. Прихожане сами покрасили ограждение и ворота. Осенью 2020 года на территории Храма были посажены саженцы туи, которые привез уроженец нашего села.
    В планах ещё очень многое, что необходимо сделать. Предстоит выполнить полный цикл работ по благоустройству: произвести отсыпку территории храма, установить светильники, развить систему дорожек, разбить клумбы , установить скамейки и урны. Храм и территория вокруг него должны стать уютными для прихожан, жителей и гостей округа. Вход на территорию храма  со стороны улицы Лесная.
    Все работы в храме финансируются за счет пожертвований прихожан и земляков, которые помнят и не забывают свою малую Родину и хотят, чтобы село жило….
    Религия выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. То, что в селе построен Храм, - очень ценно и значимо для сельчан.


Источники: https://ulpressa.ru/2017/09/11/sharpudin-hautiev-prihodskaya-tserkov-mihaila-arhangela-s-kolokolney-ser-xix-v-bolshaya-kandala/
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив