Из истории муниципального образования «Матвеевское сельское поселение»

О прошлом наших сел и деревень,
как правило, нет летописных материалов
и их историю мы познаем больше из народной
памяти, которая в свое бесценное наследие
передает из поколения в поколение….

     Село Матвеевка. Расположено на правом берегу реки Волга в 26 км к северу-востоку от районного центра, в окрестностях живописные места.       
     В XVII веке примерно 400 лет тому назад (когда у престола стояли Романовы) за хорошую службу дворянство награждалось землями. Но пустить корни на полученной земле было не так-то просто. И многие господа убегали служить в Казань или Симбирск. А иные выменивали земли. Вот помещик Змеев и поменялся своею вотчиной в Нижегородском уезде на Шляхтскую землю по р.Утке (Шляхтская земля – место, где жили сосланные во II половине 16 века на «вечное житьё» пленные поляки и литовцы). А так же в наш край шли крестьяне из своих родных мест, в основном из Нижегородского уезда «от хлебного   недорода», «от голоду», «от церковного раскола», наряду с русскими шли инородцы.
     С 1679 года Нижегородская мордва оседает на р.Утке в селе Матвеевка. Из раскопок: в песчаном карьере у села был найден клад монет XVII века. Также в селе было булгарское надгробье – это, видимо, со времен монголо-татарского нашествия.
     Название села пошло от фамилии первого помещика Матвеева. У села есть ещё одно название – Рождественское – по церкви. Престольный праздник в Матвеевке - Рождество Христово. В XIX веке в селе насчитывалось 290 мужских и 322 женских душ. Вокруг села благоприятные почвы и по сей день: суглинки, черноземы. Относилось село к владельческому поместью Спасского уезда Казанской губернии. Позднее перешло во владение Самарского уезда (с 1820 года).
     Село делилось на части: Бекетовка - барин Бекетов, Киселевка – барин Киселев, Паны были в сторону Юрткулей – здесь жили пленные поляки, захваченные во время Ливонской войны.
     Фамилии сохранились до сих пор: Кипенские, Козловские, возможно Мальковские. У каждого дома был колодец. Занятия жителей села – земледелие, освоение степи, а позднее животноводство.
     Среди центральной улицы была построена православная церковь, каменная. Старые люди говорили, что здание было неописуемой красоты. Болезненно перенесли жители Матвеевки и окрестных деревень закрытие, а потом ип разрушение храма. Поэтому сейчас существует поверие: в жаркое лето вокруг Матвеевки везде идет дождь, а сюда не заходит – грешные люди были наши предки, т.к. позволили разрушить храм.         
     В XIX веке в селе Матвеевка была маслодельня, шерстобойка, и принадлежало всё господам Цыбульским. Дом этих господ был двухэтажный, каменный. Позднее в этом здании расположилось правление колхоза. А ещё в селе были знатные пекари братья Семен да Федор. Хорошо плел лапти Семен Иванов. В селе был базар. Базарный день – вторник. Каждый вторник проводились привозные товары: мануфактурный, галантерейный, а население окрестных деревень сбывало хлеб, скот, кожи, сало, ну и кое-кто мед. В 1857 году из уезда было вывезено 19 тысяч бочек сала.
     Но в конце века стала чувствоваться конкуренция со стороны зарубежных граждан. Село Матвеевка и позднее образованное село Шмелёвка принадлежали Софье Альбертовне Бекетовой. Не случайно в этом селе осела Нижегородская мордва. Село расположено в живописном месте вблизи лесов, степей, лугов,рек Утки и Ясачки, озёр. В лесах много ягод и грибов, в реках и озерах много рыбы. 
     В настоящее время численность населения составляет 398 человек
         
     Село ШмелевкаРасположено в 25 км к северо-востоку от районного центра и в 2 км от с.Матвеевка. В окрестностях смешанные леса. Известно с XVIII века. Названо по фамилии первых владельцев. В районе села поселение и курган срубной культуры. Родина Советского ученого в области экономики – Г.С.Гордеева. 
     В настоящее время численность населения составляет 481 человек.

     Село Айбаши. Расположено в 24 км к северу-востоку от районного центра и в 7 км к югу от с.Матвеевка.
      Айбаши-тюркское название, состоит из татарских слов «ой»-месяц, «баш»-голова.Значит «Месяц на голове».Коренные жители-чуваши, татары-мешари. Оба эти  села расположены вблизи лесов в низине.
     Село Айбаши стоит на реке Утка. Заселение этого села было со времен монголо-татарского нашествия.

     В двух километрах от Айбашей расположилось на горе село Кокрять. Очевидно, во время какого-то сражения на горе  появилось много врагов и прозвучало такое выражение: «Много врагов, как рать!». Отсюда и пошло название – Кокрять.Ведь наиболее ожесточенные сражения произошли на подступах к столице Волжской Булгарии – на территории Старомайнского района Ульяновской области и Куйбышевского района Татарии.
     В селе Кокрять проводились раскопки, найдены два монетных клада X и XIV вв, ранее булгарский могильник, крупнейшее булгарское городище, расположенное в восточной части села Кокрять. Есть памятник – кладбище, на валу, тригометрический пункт на высоком берегу реки Утки.
     Вся территория усеяна лепкой  и гончарной керамикой, обломками кирпича, костями животных. Там же найдена позолоченная брошь с орнаментом бронзового украшения, обломки стеклянных браслетов и хрустальных бусинок, костяной и железный наконечники, ручной каменный жернов.
     Городище-это останки города волжских булгар.
     В селе Кокрять есть церковь. Она была построена в 1814 году. В селе в то время насчитывалось 300 жителей, население к этому времени оставалось только русское.
     В церкви три престола. Первый – в честь святых Космы и Дамиана. Это родные братья, родом из Рима, они врачи, день памяти их – 1 ноября. В этот день в церкви бывает большая служба, и церковь названа в честь братьев –Космодамиановская.
     Второй престол - в честь Екатерины - великомученицы. Екатеринин  день - 7 декабря. Из строк истории: когда в Кокряти начали строить храм, денег не хватало, в селе Танкеевка (ныне она относится к Спасскому району республики Татарстан) жила Екатерина, она получила наследство и пожертвовала все свои деньги на строительство храма в селе Кокрять.
     Третий престол – Вознесение Господне, праздник отмечается на 40-й день после Пасхи.
     Одним из первых священников в этом храме был Григорий Михайлович Степницкий. Умер он 19 мая 1889 года и похоронен в ограде церкви.
     Ещё в Кокряти был винокуренный завод господ Наймушиных. 15 рабочих выкуривали спирт по 50 тысяч ведер в год. А под горой был известный на всю округу кирпичный завод – это уже в конце 19 – начале 20 веков.
     Кокрять и Айбаши принадлежали крупному помещику Михаилу Наумову. В этом поместье было более 500 душ крестьян и более 5000 десяти земли.
     В настоящее время это  села, которые постепенно умирают. Численность населения в с.Кокрять – 74 чел., с.Айбаши – 62. 
     
     Село Русский Юрткуль. Расположено в северо- восточной части Старомайнского района, в 50 км  от районного центра р.п. Старая Майна и в 125 км от г. Ульяновска, в 3 км к северо-западу от села Курган (предположительно бронзовый век). 
     В окрестностях села - четыре болгарских селища: в 2,5 км к северо-востоку, у озера в 3 км к востоко-северо-востоку от церкви на восточном склоне балки; рядом с этим поселением (на восточном берегу озерка) и в 0,3 км от него, на левом берегу оврага. 
     По мнению ученых, название села Русский Юрткуль тюркское. Оно берет свое начало от двух татарских слов: «йорт»- стан, хижина, пастбище и «куль»- озеро, т.е. в буквальном смысле: хижины, дома, возле озер. Было у села еще одно, теперь уже забытое название - Архангельское. Этот топоним связан с названием церкви.
     Название села полностью отражает действительность озер и в самом деле много.
     В центре села, возле церкви, находится озеро сельское или как его еще называли церковное. Озеро было вырыто в 1912 году, часть земли сволакивали в середину. На этом месте и стоит островок. Следующее озеро Сулакское. Родников здесь нет. Есть озеро- Долгое, оно было самое длинное и поэтому так и назвали. Есть зимнее озеро. Когда-то оно было глубоким, имело крутые берега, на которых стояла часовня, где совершались молебны. Озеро Шумовское, названо в честь лесника Шумова, но есть и легенда, озеро названо из- за близко расположенного леса, шумевшего своей листвой. Это озеро торфяное.
     В верховьях рек Утки и Майны в их соседстве в Спасском уезде есть несколько крупных селений из них наиболее близкое к Волге село Русский Юрткуль расположено севернее р. Утки при оз.Церковном. Оно имеет  до 2500 жителей, школу, лавки, базары и до 20 ветровых мельниц. К востоку от него лежит с.Кузнечиха (В.П. Семенов от 1901г.).
     Поистине украшение села стал храм Михаила Архангела. Четыре небольших купола и посреди них большой - видны были из далека. Церковь была построена из кирпича, привезенного из уездного города Спасска. Самый большой колокол был куплен на средства прихожан. Весил он 120 пудов-1920 кг. На нем были рисунки: по бокам - Божья Матерь с младенцем и на основании так же были фигуры. Сняли колокол еще до войны. Церковь строили долго - лет двадцать, строили всем миром, обычно по ночам. Строили по плану. В годы войны он был в сельсовете. Автор - казанский архитектор Малиновский. Над входом в колокольню была цифра 1777- очевидно, это год постройки. Свой престольный праздник Михайлов день селяне отмечали всегда загульно. Объясняется это тем, что этот праздник 21 ноября по новому стилю завершал сельскохозяйственный год и, крестьяне, приуставшие за напряженный сезон, позволяли себе отдохнуть, сходить в гости, приобщались к общему веселью. Здание церкви до сих пор стоит, но в плачевном состоянии.
     Многие улицы в селе Русский Юрткуль зовутся именами помещиков, которые здесь проживали.
     Улица  Сулак- названа в честь барыни Сулацкой, которая имела там сад. Крестьяне этой улицы занимались земледелием. Улица Сахарщина большая и малая - названа в честь помещика Сахарова. На улице Аристовой жил помещик Аристов. Крестьяне, жившие на этой улице, занимались распиловкой леса, гнали смолу и отвозили свою продукцию в уездный город Спасск на продажу. На улице Шишкина - жил помещик Шишкин, издавна здесь жили горшечники. 
     Паны. Здесь жили когда-то поляки, сосланные сюда, как гласит легенда императрицой Екатериной II. И фамилии Саховский, Миронский, Быковский польского происхождения.
     Во время отмены крепостного права в 1861 году по Российской Империи прокатилась волна крестьянского восстания. Аграрная реформа всколыхнула всю Россию. Везде - на базаре, на улице или семейном кругу, люди горячо обсуждали будущее крестьянства и судьбу своего отечества. В апреле вспыхнуло восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. В Бездну ходили представители Юрткульской волости во главе с волостным писарем Терентием Агаповым.
     Рапорт Спасского земского исправника казанскому военному губернатору Козлянинову 19 мая 1861 года: «Мною были арестованы в селе Юрткуль трое: Елизар Клотов, Терентий Агапов, Степан Савельев - и в селе Матвеевка- Андрей Михеев. Первые трое смущали крестьян по селу Юрткуль разъезжая по селу, а последний 11 апреля привлекая к себе толпу в селе Матвеевка объяснял о свободе, приглашая ехать в село Бездну». 
     Административно село было центром Юрткульской волости Спасского уезда Казанской губернии.
     Кроме землепашества и животноводства жители занимались в межсезонье производством саней, дровней, полозьев, бочек, колес, кадушек, ступней, лаптей. Свои изделия они продавали на базарах, потому копеечка водилась, понапрасну ее не тратили, жили бережно и скромно. К своим жилищам крестьяне относились очень просто, без затей, ибо за повседневным  трудом руки до избы, как правило, не доходили. Приходилось ограничиваться малым – в обычной деревянной избе, крытой соломой, были из глины или кирпича сложена печь, широкие лавки, полати, да грубо сколоченный стол. Носили крестьяне исключительно домотканую одежду, для чего сеяли лен и коноплю. Сотканные за долгую зиму  холсты отбеливали на солнце, да и обувь была простая – лапти и ступни.
     Помещик Курапов держал в селе лавку, где торговали «красным товаром». Кураповы жили в просторном доме, в котором недавно была библиотека. Большим подспорье в хозяйстве были дары примыкающего к  селу леса. Лес, кроме чудесной естественной красоты, имел грибные и ягодные угодья, которыми не возбранялось пользоваться.
     А как только наступал вечер, и сумерки прерывали работы до следующего дня, молодёжь, переодевшись, собирались на вечеринки, посиделки, и допоздна надсадно заливалась звонкоголосая гармошка, слышались песни, припевки.
     Большое разорение крестьянам приносили пожары. Крытые соломой избы было трудно уберечь от огня.
     Стояла на Сулаке   мельница, принадлежащая Кирюшиным.
     Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 года, резко изменила обычный трудовой ритм жизни и тяжелым бременем легла на крестьянские плечи. Революционные ветры, пронёсшиеся над страной, разбудили безудержные страсти у юрткульских крестьян.
     Резолюция собрания крестьян юрткульской волости с требованием отобрать деньги у монастырей и капиталистов: « 1917  года июня 1 дня, мы, крестьяне юрткульской волости Спасского уезда, обсудив вопросы, постановили на общем собрании просить Совет солдатских, рабочих, крестьянских депутатов, требовать от Временного правительства немедленно отобрать деньги у монастырей, а также капиталистов, нажившихся во время войны посредством грабежа, в чём и подписуемся». ( Рабочий № 24 от 16.06.1917).
     В 1918 году в селе был образован Сельский совет Чердаклинской области Средневолжского края. Однако желательно облегчения от новой власти крестьяне не получили, более того грабительская продразвёрстка подавила всякое желание заниматься хозяйственной деятельностью. Продотряды беззастенчиво очищали крестьянские сусеки, обобранные таким образом, селяне оставались беззащитными, поэтому с наступлением засушливого 1921 года лета, в селе начался непомерный голод, а за ним эпидемии тифа и оспы. За эту трудную, долгую зиму резко сократилось поголовье скота, многие жители, не выдержав голода, покидали село в поисках сытных мест. При НЭП, с введением продналога и свободной торговли, у крестьян появились реальные стимулы. Сельские базары стали отличаться изобилием, а в лавках появилось разнообразие товаров. К сожалению, всё хорошее бывает не продолжительным. Начиная с 1928 года, была введена продразвёрстка и прилавки опустели.
     Впереди, в самом начале тридцатых годов в селе был организован колхоз, назвали его именем Степана Разина. В 1931 году в селе появился первый трактор «Фордзон». Некоторые жители села, в основном уроженцы панов, в колхоз вступать не хотели. Уезжали кто-куда: в Казань, Горький, Куйбышев, но нужно отметить, что коллективизация прошла сравнительно мирно.
     Через некоторое время колхоз имени Степана Разина был разделен и от него образовался ещё колхоз «Память Кирова».
     Рядом с селом был построен поселок гидроузла. Раньше на этом месте был нетронутый лес, но в конце 1937 года привезли сюда около 700 заключённых, которые стали вести лесоразработки. Неустроенность и отсталость колхозной деревни усугубили положение страны в разразившейся войне с фашисткой Германией, предопределили неудачи в начале войны.
     Затянувшаяся кровопролитная война тяжелым бременем легла, прежде всего, на плечи сельских жителей. Все боеспособные и мужчины ушли на фронт. Женщины, старики, дети были обречены на непосильный труд. Здесь в тылу им было непомерно трудно-тяжелая работа, долгие дни тревог и мучительных ожиданий, голод, боль невосполнимых утрат.
     Сейчас известно, что совсем молодые остались вдовами.
     За радостью долгожданной победы начались послевоенные трудовые будни. Медленно поднимались разоренные войной хозяйства.
     Начиная с середины 60-х годов, когда вместо обезличенного трудодня колхозникам стали платить деньгами, село стало возрождаться. В 1975 году в селе была открыта средняя школа. В 1973 году был собран богатый урожай, урожайность составила 26 ц с 1 га.
     Согласно Всероссийской переписи 1992 года в с.Русский Юрткуль проживало 497 человек (не учтены студенты), в личных подворьях 258 хозяйств домовладельца содержали 257 голов КРС, из них 159 коров, 112 свиней, 348/ 182 овцы. В настоящее время численность населения составляет 484 человека.
     Сложившийся ныне уклад сельской жизни, благосостояние людей тесно увязывается с состоянием хозяйства, в настоящее время это связано с развитием некоммерческого партнерства «Лесная Нива» ФГУ  Старомайнского лесхоза. Постепенно вновь распахиваются заброшенные земли,  и жизнь не угасает. 

     Село Базарно-Мордовский Юрткуль. Расположено в 39 км к северу-востоку от районного центра.
     Согласно сохранившихся архивных документов за 1951-1954 годы в это время наряду с Русско-Юрткульским сельским Советом был  и Базарно-мордовский мордовский Сельский совет. ПредседателемСовета был Шмитов Александр Семенович, секретарем была Маслова (Волкова) Мария Сергеевна, заведующей избой-читальней (избач) – Сидорова Вера Борисовна.
Известно, что ранее в годы коллективизации был образован колхоз. В военные годы было 2 колхоза: имени Горького и «Отки».
     В 1983 году в селе было 72 хозяйства в них проживало 252 жителя. В настоящее время численность населения составляет 224 человека.

     Деревня Подлесно-Мордовский Юрткуль. Расположена в 38 км к северу-востоку от районного центра и 18 км от с.Матвеевка. 
     Общая численность населения  50 человек, в основном по национальности – мордва.

     Село Грибовка. Расположено в 32 км к сесверу-востоку от районного центра и в 5 км от с.Матвеевка 
     В конце 60-х годов   17 века на реке Утка появились мордовские поселения Кокрять, Матвеевка. Узнав от своих родных о плодородии земель и других выгодах близ реки Утка, инородцы, переселенцы из мордвы, из Алатыревского и Саранского уездов, основали около своих земляков владельческое сельцо – Новоселье. Основано сельцо было при колодцах. В этом селе было 51 двор, 193 мужских и 196 женских душ. Село принадлежало к Казанской губернии Спасскому уезду. Позднее уже в 1827 за хорошую службу - Михаилу Кирилловичу Грибовскому, прибывшему из Чернигово. С 1860 года Новоселье переходит во владения Екатерины Николаевны Грибовской, снохе Грибовского. С этого времени стало называться  по фамилии владельцев – Грибовка. Крестьян  было 179, дворов 62. Первый человек был дворовой, т.е служанка придворе.
     В конце 19 века в Грибовке был солодовен, мельницы. В 1885 году в селе открыто земское училище. В 1930 году  в селе было 181 дворов, 899 человек.  В 1931 создан колхоз «Доброй воли». В 1960 переименовали в «Октябрь». Сейчас ООО «Грибовское». 
     Численность населения составляет 481 человек.

     Село Бекетовка. Расположено в 36 км к северу-востоку от районного центра и 10 км от с.Матвеевка . 
     Численность населения составляет 16 человек, в основном пожилого возраста.
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив