История села Большая Кандала

История села Большая Кандала Старомайнского района Ульяновской области
Воспоминания и записи Булдиной Екатерины Михайловны,
 г.р. уроженки села Большая Кандала

Записано в 1996 году.

Моё село
    Это маленькое местечко в огромной России, эти поля и леса, маленькая речка, деревянные дома, могилы отцов и дедов, каждый живущий сейчас здесь – все это родное, близкое, до боли своё неотрывное село.
    Всегда ли оно было таким? Откуда оно? Почему оно так называется? Кто наши предки? Как они жили? Это же интересно знать.
    Всё в нем было, как и во всех российских сёлах. Вся история прошла через него: крепостное право, барщина, помещики, революция, разруха, голод, репрессии. Светлые годы и годы беды, следы войн и следы строительства новой жизни. Плохо жили и хорошо. Много людей потеряли когда новую жизнь строили и когда фашист напал. Всё терпело наше село, надеясь на лучшее. А терпенья у русского народа всегда хватало. Он вынослив и добр, и всё надеется и ждёт…

Из старины далекой
Время тёмное и глухое…
И забитость и нужда
Ох ты, времечко лихое, 
те далёкие года…


    В те далёкие времена 17 века, царь Алексей Федорович строил «засеки» (защиты) от набегов башкир и монголов.
    С присоединения в 1552 г. Казанского ханства к России, Заволжье долго не заселялось из-за набегов кочевников.
    Край был богат лесами, озёрами, лугами. Много в лесах зверья было: лисиц, бобров, куниц…. В дуплах лесных деревьев дикие пчёлы водились, на озёрах журавли, лебеди, утки, дрофы.    Широкая долина Волги имела обширные луга. Всем этим богатством не пользовались, ибо мало населен был край.
    После построения Симбирска, с 1652 г. стали строить укрепления вдоль Черемшана, звалось оно «Закамское», в устье реки построили городище Белый Яр.
    Укрепления строили из лесного завала, ров, из бревен рубили в сажень высоты срубы (тарасы) плотно набивали их землей и песком, ставили подряд по всей линии. Над эти валом возвышался «Острог» - палисад из стоячих бревен. Такой вид имели и другие селения: Ерыклинск и Тиинск. По лесам рубили просеки, деревья валили вершинами в сторону врага. Эти огромные работы были быстро сделаны до 1656 г. На этих объектах работали люди, как налог, каждый дом от 3-х чел. – один.
    После взятия Казани, многие люди, жившие около неё, бежали напуганные русским нашествием в ближайшие степи. Так появились татарские и мордовские поселения в приволжской окраине. Так появилась деревня Кременки, Ятрудина, в 1672 г. – татарское селение Калмаюр.
    Русские селения обустраивают церковные власти. Костромской игумен обыскал земли напротив Симбирска по реке Утка и Майна. Людей туда надо было заселить могучих, носить оружие, чтоб защищаться от набегов. А где их взять?
    В это время была вражда с Польшей. После перемирия (1667 г.) Полоцк снова отошел к Польше. Часть войск «Полоцкая шляхта» перешла на службу к русским. Вот их и решено было поселить на «Закамской линии». Некоторых поселили в Патриарших сёлах на р. Утке и Майне.
    Поселенцам отводилась земля от 160 до 60 четвертей, смотря по чину. Им давали крестьян от 12 до 6 дворов. Иноземцы брали крестьян только православной веры. И потянулись иноземцы из Симбирска, Камышинска, Свияжска, Цивильска и даже из Киева.
    Для защиты поселили служивых по линии укрепления. Так появилось село Верхняя Майна (ныне Старое Рождествено). Появилось село Зелёновка (на Утке), владение князя Трубецкого, Волостниковка – князя Нарышкина.Вольные, свободные земли заселялись самовольно крестьянами из разных областей. Большинство из Нижегородской Губернии. Люди шли от скудной земли, голода и церковного раскола. Так основались сёла Кандалы. Тут селились выходцы из Ломовского уезда. С 1672 года Нижегородская мордва оседает в с. Матвеевка, Помряскино. В 70-80 гг. Саранские основали Чердаклы, лет через – 10 – Уренбаш. В 80-90 годы – Айбаши, Урень, Урайкино, Ахметьево (чуваш.)
    Люди разные, со всех мест. Так в Кандале были казаки. На родине они сдали оружие и уехали, на новом месте стали крестьянами. Также были сыновья стрельцов, церковных людей, дворовых, отпущенные на волю, бобыли из городов, посадские и ямские. Иногда иноземцев выселяли с уже насиженных мест в новые места. Так появились Хмелёвка, Малая Кандала. Некоторые уходили на Нагайскую сторону, на левый берег Черемшана. На новых местах они трудно начинали. Сначала снимали квартиру у старых жильцов, за что на них работали. Но они не платили налог 2-3 раза в год (их звали бобылями). Мало – помалу они вставали на ногу.
    Много поселенцев было из Тамбовской, Орловской, Рязанской, Пензенской, Воронежской  Губернии.
    Край наш богат историческими событиями и людьми великими. Если смотреть вглубь веков, то вспомним борца за волю и землю Степана Разина (1670г.), Емельян Пугачев – предводитель крестьянской войны. Началась она на Дону и дошла до Волги. Он тоже был предан и привезен в железной клетке в Симбирск, потом отправлен в Москву и казнён прилюдно (1776 г.). Полстолетия спустя мир узнал о декабристах (1825 г). Среди них были уроженцы Симбирска. Это Н.И. Тургенев, В.П. Ивашев, Ф.И. Башмаков, Дм. Завалишин.
Дмитрий Завалишин, одарённая личность. Родился в Астрахани в богатой дворянской семье 1804 г.р. Его отец служил с отцом Ивашова.  Учился в Твери, потом в морском корпусе Санкт-Петербурга, потом в этом же заведении преподавал высшую математику. Летом 1825 г. он сближается с Рылеевым с целью свержения царя, освобождения крестьян. Он едет в Поволжье. Восстание застало его по дороге в Казань и в имении отца в Жедяевке. После ссылки  он опять побывал в Ундорах и Жедяевке (1863 г.).
    Н.П. Огарев, друг Герцена, жил в с. Проломиха, Карсунского уезда, поэт. В с. Помряскино жил великий сказочник Новопольцев А.Куз., Языков, Карамзин, Ульяновы и много других.

Среди лесов, дубрав и пашен
Стоит обычное село
Здесь знаю каждую тропинку
Здесь мне родиться повезло.
Здесь пахнет хлебом по утрам,
По вечерам полынью пахнет
И вешним ласковым ветрам
Простор невиданный распахнут.
Течет здесь речка не спеша,
Склонились ивы над рекою,
Здесь в людях цениться душа
Ну а потом – всё остальное
Село моё неброское, старинное село…..
   
  До революции территория нашего района относилась к Самарской, часть к Казанской губерниям, бывшего Ставропольского уезда. Вся Матвеевская зона, это две большие волости Жедяевская и Юрткульская входили в Спасский уезд (ныне Куйбышев Татарии) Казанской губернии до мая 1920 года. Тогда Лениным был подписан документ об образовании Татарской автономной республики. В неё вошли несколько уездов от Самарской, Симбирской, Костромской и Ярославской губернии. В них в основном жили татары. Жедяевская и Юрткульская волости отошли в Ставропольский уезд (ныне г. Куйбышев). Остальные села тоже относились к к Ставропольскому уезду, к нему же до 1918 г. относилась вся территория Чердаклинского района.
    Итак, вся Заволжская зона входила в Мелекесский и Ставропольский уезды Самарской губернии до 1943 г. Много было мелких районов. После 1943 г. были причислены к Ульяновской области. Потом начали укрупнять районы.
    Старомайнский район сформировался в 1956 году, туда же отошёл и Малокандалинский район.
    С 1950 г. начали готовить зону затопления в связи со строительством Куйбышевской ГЭС и водохранилища. Несколько тысяч гектар вырубили леса, снесено полностью 10 сёл, только в Старомайнском районе 6 сёл перенесено в другие места. Мощные бульдозера заваливали лес и остатки жилья, затоплены богатейшие луга и земли.

Большая Кандала

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
И еще берёзка белая
И ромашковый бугор

Село возникло в середине 17 века.
    Для обороны от набегов башкир и монголов, царь Алексей Федорович строил «Засеки» - защиты. Такая засека, то есть оборонная линия, проходила от  Симбирска до Казани через наши сёла (Старое Рождествено, Большая Кандала, Хмелёвка, Тиинск и дальше до Черемшана). На валах около этих сёл строились крепости со сторожевыми вышками. Для охраны из Москвы были присланы стрельцы, служивые люди. Многие приезжали семьями.
    В ту пору тут кругом были глухие леса, болота, речушки, которые давно исчезли. В Москве были районы хохлов, бутырки. Из них многие были посланы сюда. Селились они на буграх, за речкой. Отсюда и названия улиц Хохловка и Бутырки. Когда отпала надобность в охране, люди так и остались тут.
    Стремясь быстрее заселить Заволжье, царь переселял не только русских, но и иногородцев. Переселенцам выделяли деньги на обзаведение. Но в наших местах люди были большинство служивые. Места глухие, лес непроходимый, речка полноводная. Вдоль речки всюду огромные ивы. От Наяновки до реки было болото с камышами. Край дикий, не освоенный. В лесах зверьё, на болотах и озёрах разная водяная птица.

Откуда это название села?

    Существует несколько версий по этому поводу:
    1. Основатель села был бобыльский сын из Ломовского уезда (ныне Пензенская область) Савелий Лаврентьев.
    2. Когда то давно через эти глухие места лежал тракт, по которому гнали в Сибирь арестантов, закованных в кандалы. Кандалы изнашивались и в одном из сёл делали остановку, чтобы перековать кандалы. Это село Новиковка (новая ковка), шли дальше. Остановка в следующем селе, где многих оставляли в остроге. Большая Кандала, то есть большинство кандальных оставляли тут.
    Малая часть, да самые уголовные преступники шли дальше в глубь. Так появилось селение Малая Канадала. Среди арестантов большинство были люди политические, смелые, честные, за правду страдали. Вот и есть версия, что люди здешние от этих арестантов пошли. И не зря Кандалинцев всегда считали бунтарями и смелыми.
    3. Архивные же документы утверждают, что название село получило от реки Кандалка. Кандалка – тюрское слово – трава донник, много его тут произрастало.
    4. Или от слова Конда – кондовый (сосоновый) лес, высокая строевая сосна, её тут было много. Это теперь нет, с годами всё вырубили.
    Название реки уже было до возникновения села. Село возникло в 70-х годах 17 века.
Малая Кандала возникла позднее и своим названием обязана соседнему селу Большая Кандала. Река течёт маленьким ручейком за Малой Кандалой, вот и Малая Кандала. Разливаясь она бежала и становилась уже большой рекой. Вот и Большая Кандала.
    Так, что название сёл по ссыльным отпадает.
    Кандала – слово тюрско – монгольское. Скорее всего, река получила название во времена татаро – монгольского нашествия. Но и после этого нашествия было неспокойно тут. Часто нападали башкиры, ногаи, татаро – монголы, кочевые. Они разоряли сёла, грабили, жгли, забирали в плен. Вот и строились «Засеки» для защиты, волы – укрепления со смотровыми вышками. Для охраны был стрелецкий гарнизон стрельцов.
    Первая линия была построена с 1652 -1656 гг. С этого времени и началось заселение этих мест. Первые поселенцы были люди служивые, селились на бугре, Хохловка. Почему Хохловка?
    После воссоединения Украины с Россией (1654 г.) в Москве было поселение из украинцев (хохлов), многие служивые хохлы и были посланы сюда.
    Была около Москвы деревня Бутырки, принадлежащая И.Н. Романову, дядя царя Михаила. Он же слал людей в Заволжье для строительства «засек» и появилось селение Бутырки, потом стала улица так называться.
    По другую сторону реки, к западу, земли были низинные, плодородные и луга хорошие, лес рядом. Стали люди селиться и тут, под бором. Толи поэтому ул. назвали Подбор, толи потому, что дома ставили на высоком дубовом подборе, чтобы вода не попадала в подпол, река то, широко разливалась, да место болотистое. За домами у людей были гумна, где молотили хлеб. Гумно с овином – это сарай, внутри яма, в яме разжигали костёр, её покрывали жердями редко, на них клали снопы для просушки, потом их обмолачивали. Ведь тогда всё лето жали серпами поля, а молотили осенью или зимой. Молотили цепами, выбивали зерно. Улица росла. 

    За гумнами появилась ул. Загумки. 
    На ул. Якимовка первый дом построил Аким. 
    Люди бедные, попрошайки (наяны) селились отдельно и ул. назвали Наяновка.
    Шемеловку основал Шемелев.
    Ул. Мёртвая – это единственная улица, по которой носили покойников на кладбище.
    Ул. Конец - это конец села.

    Село русское.  Основное занятие – земледелие. Сеяли рожь, овёс, просо и редко гречку и горох. Сеяли много конопли и лён. Держали пчёл, коров, лошадей, овец. Из конопли пряли нитки, ткали полотно, из которого шили бельё и одежду. У всех были тулупы и полушубки. У каждого была земля, и все трудились на ней в поте лица. Землю пахали деревянной. Землю давали только на мужское население, так что у кого в семье было мало мужчин или один только, то трудно им было, земли мало и бедность была. Платили оброк.
    Люди были сильные, работящие, певучие, умные. Кроме земледелия, занимались разными промыслами. Были в селе гончары, смолокуры, вальщики, бондари, плотники, портные, печники, коновалы. Всё что нужно для села, было своё.
    В 1979 г. в селе было 85 дворов, 229 мужского пола, 268 женского пола. Для порядка выбирали старосту. Первым был Пётр Тимофеев. Был когда – то и барин. Дом его стоял в центре села, где теперь здание колхоза. Был фруктовый сад. Он удавился. Дом потом сгорел и уже после революции на этом месте построили пожарку. Пожарная вышка с колоколами была во дворе каменного дома.
    В селе была церковь деревянная в честь Михаила Архангела. Она сгорела. В 1895 г. построили новую, на каменном фундаменте. Она и теперь стоит разрушенная. Строили её во имя Живоначальной святой Троицы и Михаила Архангела. Колокол был на колокольне в 60 пудов (966 кг.). Свой престольный праздник – Михайлов день, 21 ноября Кандалинцы широко справляли. Целую неделю люди веселились. Артель за артелью шли по улицам с гармонями, а гармонистов много было, да в почёте они были. За парнем гармонистом, девки гурьбой бегали. Молодёжи много было  в селе. Умели люди работать, умели и повеселиться.
    В 1765 г. от Московского приказа был открыт винокуренный завод. Его владелец и стал зваться Винокуровым. Лавка в два этажа, винная стояла по Якимовке (напротив д/сада теперешнего).
    Из древесной и травяной золы вываривали щелочную соль – поташ. Предприниматель этого дела и стал называться Поташин.
    В 1897 г. население составляло 3785 человек.
    Было две школы, земская и церковно - приходская. Было 12 самокуренных предприятий, 9 ветряных мельниц, две водяные. Уже было волостное управление и военно – конское учреждение.
    Школа была с 3-х летним обучением и 2-х классная. С 1911 г. она стала 4-х классная. Учитель церковно – приходской школы подчинялся попу. Детей водили в церковь, учили закон Божий. Школа и была около церкви.     Земская школа была напротив теперешнего Дома культуры. Она в 50-х годах сгорела от грома. Дети учились из зажиточных семей, редко из бедных. Они считали главным воспитать хорошего работника и семьянина.
    Село принадлежало Самарской губернии. Большинство жили бедно. Дома деревянные под соломенной крышей. В доме вся мебель: деревянная кровать, грубо сколоченная, в углу стол, иконы в углу, длинные лавки вдоль стен, печь, около потолка от печи полати. На них залезали с печи и спали там. Окна одинарные и всю зиму они были во льду. Часто в дом заводили овец и даже коров. Зимы были суровые, снежные, а конюшен не было у многих. Кроме полатей, спали на полу. С вечера приносили соломы, расстилали по избе и спали на ней. Утром её сжигали в печах. Постель у бедных была тканая. Ткали из тряпья ватолы. Их стелили ими и одевались. Вечер коротали при лучине. Женщины всю зиму пряли коноплю, весной после работ в поле, ткали полотно. Мужчины чинили сбрую, подшивали валенки, плели лапти, кто что. По праздникам ходили в Церковь, соблюдали посты. Зимой же, в мясоед, играли свадьбы. Интересен был свадебный обряд. У богатых, конечно, было иначе.
    В 1910 г. число дворов уже было 954 (в 1797 г. было 85), имелось 15 смолокурен, 2 маслобойки, 5 обдирок, 12 ветряных мельниц, пахотной земли было 5450 сажен. В селе была водокачка и карусель для детей. На карусели катались и молодежь – вот веселье – то было.
    Удельные ведомства вели братья Одинцовы, у них же были и водяные мельницы.
    До революции начали строить каменную церковь, где теперь СДК. Осталось крышу сделать и внутри, но грянула революция и всё разрушили, растащили. Поп Сунгуров Александр Михайлович был арестован в 1937г., реабилитирован в 1989 году.
    В селе всегда был базар, где можно было купить всё. Бывали ярмарки в Матвеевке, ездили и туда, скот вели продавать или купить. Со всей округи съезжались. И хлеб лишний свозили на продажу и что надо, покупали.
    Река в то время была полноводная со множеством родников. Весной разливалась широко, по всему болоту. Льдины плыли огромные, многие не успевали уплыть и долго лежали на болоте таяли. Мост в половодье охраняли день и ночь, заторы льда растаскивали, чтобы не снесло мост. Однажды унесло водяную мельницу вместе с людьми.
    Зимы были суровые, снежные, а лета жаркие. Купалась детвора до самой осени, загорали на песке, спасались от жары в тени вётел, а их было по берегам много. А зимой катались с гор, неслись до самой реки. Катались в праздники и взрослые парни и девки. До самой полночи слышался задорный смех, визг, песни. Часто парни привозили сани, тогда кто успел, прыгали в них и летели с визгом до реки.
    А сколько в лесу было всякой ягоды, грибов, орехов. Всё запасали впрок. Леса то, какие были! Не то, что теперь, одни выруба.
    Были в селе и богачи. Главным и самым богатым был Марьин Василий Кузьмич. Он имел лесопилку, гнал смолу, шпалы пилил. Всё возил на станцию Бряндино. Нанимал людей со своими лошадьми. Имел паровую мельницу, где молол муку высшего сорта. Всё находилось около леса. Там же у него стоял 2-х этажный дом – контора, два дома для наёмных, бездомных рабочих. Рабочих он обувал, одевал, давал в долг на нужду. За что они отрабатывали или отдавали потом. Он был добрым и помогал людям в нужде. У него был и магазин. Магазин был со складом, где был старый клуб. Это в нём открыли клуб после раскулачивания. Каменный, к нему сбоку пристроен деревянный жилой дом. Они там жили. Но основной жилой его дом и сейчас стоит. Это напротив правления колхоза. В нём квартиры учителей. Под домом камнем выложен подвал, где он хранил рыбу, на продажу, мясо и прочие вещи. Было у него два сына и дочь Ольга. После разорения один сын жил в Челябинске (директор завода), другой в Сталинграде, дочь в Москве. Ольга приезжала в село в 1994 году. Интересовалась, вспоминала, где и что у них было. Была и в Петрограде (это ул. так называется) где были их владения.  В 1936-37   гг. в их доме у леса был клуб, кино немое привозили, потом его закрыли, а открыли в их же доме в центре села. Теперь тут мини пекарню хотели строить, да реформы не те (1997 г.).
     Марьин Матвей, дядя Василия Кузьмича. О нём говорят, что разбогател не честным путём. Ехал он пароходом по Волге, украл золото у богатой женщины, хорошо спрятал. При обыске пассажиров, заподозрили его, глаз выкололи, но он не признался. А потом, вдруг, разбогател. Купил у государства лес, пилил его на шпалы и возил на станцию Бряндино продавать. Строилась тогда железная дорога Уфа – Симбирск. Дело шло хорошо и он богател.
     Были Сорокины (Мартыновы). Их дом стоял на углу, где теперь детский сад. После раскулачивания в их доме было правление колхоза. В войну 1941 – 1945 гг. был детдом. Дети войны жили в нём. Сорокины держали скот, мясом торговали и имели магазин.
Ахматов. Крутой был мужчина и жаден. Он имел большой клин земли, от конца до озера. Много сеял хлебов. Работников держал, держал в строгости. Шли к нему бедняки за зерном: на семена, на еду, своего не хватало. Он давал, но вернуть надо было две меры. А зерна похуже даст, а ему отдай лучшего. У него тоже был магазин. Стоял он, где и был раньше магазин (теперь в нем беженцы живут).
Кроме этих было много зажиточных.
     Винокуровы – мельницу имели.
     У леса булочница жила, булки на продажу пекла. Когда раскулачивали, она уехала, а в землю зарыла в ящике посуду. Нашли когда уже и дом этот сломали, в нём долго пекарня была. Случайно нашли. Копали под столбики ямки, для коров стойла, когда уколы им делают. Ящик деревянный, в нём стопа тарелок больших и маленьких, чашки фаянсовые, вазы, даже перечница. Перечница заткнута была листком календаря за 1924 год. Может и ещё есть где – то что – то зарытое.
     В 18 – столетии был в селе винокуренный завод, на котором в год выделывалось вина до 150 тыс. ведер.
     Война с Германией 1914 года  коснулась и нашего села. Много мужиков ушло на войну, не многие вернулись. Да ещё голод. Америка помогала продуктами. Для детей в сёлах и в нашем тоже открывали «питаловки» (столовые). Варили суп, кашу и какао. Какао было в диковинку, его не знали тогда.
     Потом началось тревожное предреволюционное время. Люди не понимали, что будет и как это будет. Кулаки и богатые не одобряли эти перемены и в 1918 г. они организовали кулацкое восстание, но на другой же день оно было подавлено. 
     В этом же году был организован «Комбед» (Комитет бедноты). Его председателем был Ерофей Рязанов. Вместо волостного управления стал сельский Совет. Ведь у революции был лозунг «Вся власть советам». Первым председателем был Пыркин Михаил Леонтьевич (Мартынов). Был он из левых эсеров. Служил в старой армии матросом, за инакомыслие был сослан после революции 1905 г. В ссылке был 12 лет, вернулся в 1918 г.
     В селе часто менялась власть. Её брали то белые, то красные. Белые отряды налетали обычно ночью. Тогда была организована народная дружина для охраны села. Эта дружина помогала «продотряду».
     Продотряд из активистов, из бедных. Он был создан в помощь выполнения задания по продовольственной программе. Продотряды часто творили страшное и недозволенное, отбирали не только у зажиточных, но и у бедных всё что придумают: зерно до последнего зернышка, не оставляли хозяину на питание и семена, отбирали скот, самовары, швейные машины, шубы, шали, юбки, платки, сапоги, всё что попадётся. Были и убийства, и людей с детьми выгоняли из дома, даже зимой, лишали всего. Дружина держала контроль на мельницах, да порой и нарушала права человека. Да что права, их и не было у бедных людей. Все отыгрывались на них. За всё был виновен бедняк.
     В дружину входили: Белянчиков Гавр. Матв., Кирягин Григ., Рязановы Ерофей и Пётр, Рязанов Никита, Борисов Матв. Андр., Страдымов Фёдор, Мертин Лукьян, Рыбакин Павел Ст. и Илья Степан.
     Дружина дежурила днём и ночью. Тревожные и смутные были дни. Люди затаились и не знали за кого идти, что будет, как быть?
     Однажды богачи подкупили председателя с/с Мартынова Мих., вызвали из Старой Майны белогвардейский отряд для свержения Советской власти. Отряд прибыл с пулеметом. Дали несколько очередей из пулемёта, запугали народ, созвали сход. На сходе требовали выдачи активистов. Народ молчал. Активистам многим удалось уйти в лес, тогда беляки пошли по домам. Им удалось взять Рябинова Ив. Дм. и Матроса Кондратия. Их привели на сход, избивали, допрашивали, издевались. Потом связали, бросили в повозку и увезли за Ст. Бряндино. Там около Ерёмкина расстреливали со всех сёл таких. Расстреляли и их. Там, в Чердаклах и Симбирске стояла армия белых.
     Потом Красная Армия белогвардейцев из Симбирска выбила. Были среди активистов трусы и предатели. Так, председатель с/с Мартынов, секретарь с/с Поповнин Вас., Колябин Серг. и  Ахматов Кузьма взяли кассу и ушли к белочехам.
     Вместо Мартынова избрали Галкина Алексея Филип., он же был первым коммунистом на селе. Потом его взяли в Мелекесс на повышение. После него председателем с/с был Белянчиков Гавр. Матв.
     В 1919 г. кулаки собрались на квартире Глебова Терентия для обсуждения плана расправы с активистами. Рано утром ударил колокол, созывал людей на сход. Люди потянулись к церкви. Здесь всегда проходил сход, где решались сельские проблемы. На этот раз обман. Кулаки хватали, кого им надо было, зверски избивали, несколько человек изувечили, одного замучили насмерть.
     Рыбакину П.С. удалось тайно послать за подмогой в Рождественно. Там была сильная дружина Львова Арсения. К вечеру отряд Львова прибыл и начался арест кулаков, организаторов мятежа. Но многим удалось бежать в лес. Там они сколотили банду. Жили в землянке, по дороге в Матвеевку. Там были ярмарки и большие базары. Люди ездили туда что купить, что продать. Среди этой банды был и богач Марьин Василий Кузьмич. Он руководил отрядом, его кличка была «паук». Их обнаружили и арестовали. У Марьина нашли список активистов, которых они должны были убить. Ещё у него была долговая книга селян, а должны ему многие были.
     1922 год.  Год трудный, непонятный. В село приехал представитель ВКП(б) Галкин А.Ф. по поводу организации комсомольской ячейки. Молодёжи собралось человек 150, записалось только 12. Это Булдин Сергей, Бычков Дмитрий, Вершинин Яков, Денисов Гр., Половинихин Илья, Марьин Иван Васильевич, Семахин Кузьма, Обмелюхин Фед. Евг, Шерстнев Степан, Тулупов Степан, Чугунов Григ. Секретарём избрали Чугунова Григория Кузьмича. 
     Комсомол – помощник партии. Они вели культурно – массовую работу, открыли лекбез (ликвидация безграмотности). Учились взрослые, читали населению газеты, ставили концерты, помогали с/совету в выполнении продразвёрстки и раскулачивании.
     1924 г. Умер В.И. Ленин. В селе была организована траурная демонстрация. Гудели гудки лесопилок. Демонстрации проводились и 1 мая и 7 ноября. В этом же году в школе был создан пионерский отряд. Вожатым был прислан комсомолец Платонов Александр. Пионеров вначале было мало. Первые: Буренин Стёпа, Митин Коля, Митина Таня, Лисина Нюра, Акинфиевы Федя и Нюра, Ревина Катя. Они помогали комсомолу: учили пожилых грамоте, участвовали в концертах, читали газеты….
     1928 г. – первая партийная организация всего из двух человек: Чугунов Григ. К. и Буренин Фил.
     В этом же году была организована колхозная артель из 17 семей. Землю им выделили у озера, артель назвали «Красный бор», потому как она была около леса. Поставили там дом (полевой стан). Хотели совсем туда переселиться, но воды там не было, бурили скважину, да так и не добрались до воды.
     Артелью работать понравилось, ведь бедняки в неё вошли, которым в одиночку трудно было обрабатывать землю. Им дали ссуду, семян. В первый же год получили хороший урожай. Всем членам артели дали всякого зерна (что сеяли), набили подсолнечного масла, тоже поделили, рассчитались с государством, засыпали смена. Дело шло хорошо. Председателем был Буренин Филипп Евгеньевич.
     1929 г. Поп Сунгуров организовал бабий бунт. Дело было так. В школе детей стало больше, и школа стала мала. Решили поповский дом взять под школу, а его в дом сторожку при церкви переселить. Он же в церкви перед бабами выступил, что его выгоняют, и церковь хотят закрыть. Бабы взбунтовались и все из церкви толпой к с/совету двинулись. Их было около тысячи. Шли разъяренные, кричали, грозились расправиться с сельсоветчиками. К ним вышли, успокоили, сказали, что детям надо учиться всем, а помещение школы стало мало, попа же переселить в дом поменьше. Они успокоились, а попа арестовали, посадили на 1 год 6 мес.
     В колхозы шли неохотно, с опаской. Да и пугало то, что своё всё надо было свести в артель, коров, лошадей, весь инвентарь. Ведь это было своё! А в артели не каждый честно трудился, были лентяи, да и вредили много. Так что многие предпочитали не вступать в колхоз. И звали их тогда единоличниками. Им непосильный налог приносили, притесняли и унижали, лишали права голоса, всячески издевались. И пошла вражда между людьми, жившими годами дружно.
     1933 г. Сплошная коллективизация. Кто с охотой, кто сомневался, а кто под нажимом шли в колхоз. Уже было около 500 хозяйств.
     Артель от озера перешла в село, переросла в колхоз, он так и назывался «Красный бор». Правление было в доме, отобранном у зажиточного мужика. Он стоял, где теперь колхозный дом, в котором живёт Шерстнёв Николай (карифан). Потом колхоз разделился, да вновь появились артели. И было их уже пять: «Красный бор», «15 лет ОГПУ», «9 лет памяти Ильича», «им. Красина», «им. Калинина».
     1950 г. Вновь объединились в один колхоз «им. Столыпина», а в 1955 г. его переименовали в колхоз «Советская Россия». Он до сего времени так зовётся (1996 год).
     Жизнь налаживалась. Дети обязательно должны были учиться все до 4 класса. Потом до 7 класса. Открыли клуб, избу – читальню.
     Немного вернёмся назад. В годы коллективизации в лесу действовала банда. В ней был сын секретаря с/с Мясников, двое из с. Лесное Никольское, Поташин, сын хороших родителей и др. Жили в лесу, в землянке по Мещёрской дороге. По этой дороге ездили на базар в Матвеевку. Они встречали, грабили, было у них и оружие. Жили сыто, всё было, вино, мясо, сало, всё что награбят.
     И случилась трагедия. Ждали они человека из банка с деньгами, а он уехал другой дорогой. В это время ехали на базар супруги Гаранины и Паташины, родители того самого бандита. Они их встретили, стреляли и убили. Сын убил своих родителей.
Для их поимки объявили облаву по лесу. Шли цепочкой. В глухой долине заметили дымок из землянки, да куревом запахло. Они были пьяные. Их взяли, привезли в село, поставили на площади. Люди шли и шли. В них плевали, кидали камнями, ругали. Потом их увезли, что стало с ними, неизвестно. Они не вернулись.
     1930 г. Был большой пожар, пол – села сгорело, весь Конец и Бутырки. 120 домов сгорело, в праздник Вознесения. Ветер сильный был, и полыхало, страшно смотреть было.
В 1935 году закрыли церковь, а колокол ещё в 1934 г. сняли и его продали шобольнику.  В 1954 г. сняли и купола. 
     В 1935 году же в Малой Кандале стал район, в него входили сёла: Большая Кандала, Лесное Никольское, Старое Рождествено, Тинарка, Хмелёвка, две Ивановки (их давно нет), Бряндино, Урайкино.
1956 г. – стал район в Старой Майне. 
     Жизнь налаживалась, всё успокоилось, стали жить лучше и тут…
     Грянул этот страшный 1941 год. Война. По всей стране общая беда. Мужчин всех забрали. Брали коней, машины и появился лозунг «Всё для фронта». Опять трудно. В селе женщины, старики, да дети… Подростки пошли работать, был и голод и нужда. Росли без отцов, похороны шли и шли. Как же было трудно! Трудно и тревожно! Фашисты дошли до Волги, а если б удалось им переправиться через неё? А мы тут рядом. Ждали, рыли окопы, по ночам затемняли окна, в школе ввели урок военного дела: учили стрелять из винтовки, бросать гранаты, пользоваться противогазом. 
     Как же долго длилась эта война!  Думали, что и конца ей не будет! Думали, что чистого хлеба не поедим, ведь траву ели.
     Конечно, были люди, которые не бедствовали. У кого мужик пришёл с легким ранением домой, кто под бронью остался. Они же не взвалили на себя тяжкую ношу, а все командовать бабами да подростками стали. Их же жены и дети не работали, жили себе припеваючи. Несправедливости было много. А без защиты и ропщи, совсем будет невмоготу. Государство тоже не заботилось. Ну, убили на войне, и что же? На то она и война. Живи и выкручивайся вдова с детьми как можешь. В домах холодно, зимой дрова возили на салазках из лесу. Сена на зиму, на себе всё лето вязанками таскали да сушили. Да ни приведи Бог такого больше!
     В 1945 году кончилась война. В этот день, в мае, как – то стихийно шли все в парк, тогда его ещё не было, напротив школа была. Шли на митинг. Рады были все, что кончилась эта проклятая война. Праздник со слезами на глазах. Да, у кого погибли, конечно, плакали. Их трудности не кончились. Надо детей поднимать, надо как – то жить. Понемногу начали подниматься. Год от года лучше становилось.
     1954 год. Захотелось некоторым снести купола с церкви. Нашлись и охотники за вино это сделать. Тракторист Безруков Иван (шиш), он драл тросами, тросы рвались, но они вновь драли. Командовали сыновья Вершининой Ксении Серг Василий и Виктор. Она в войну была председателем с/с. Поиздевалась над народом, да жила разгульно. Был тут Сарычев Сергей Як., без руки с войны пришел, плохого поведения был. Отец – то тоже был в председателях колхоза. Хорошего о нём никто не сказал. Савин Гаврила. Всё – таки стащили купола. Народу много сошлось и никто не одобрил это дело. Рухнули купола, три дня лежали тут, потом куда – то увезли. На церкви это место тёсом закрыли и зерносклад устроили. Эти молодцы предовольные, что сотворили чёрное дело, пошли пить вино. Кресты исчезли, колокол продали, иконы растащили. Многое унесли Вершинины и сложили у себя в подвале. Они и могилу священников у церкви нарушили, раскопали этот склеп, что уж там взяли, не все знают. Им всё сходило с рук. Мать то ведь коммунист была, да подхалим хороший перед начальством. Недаром ей повесили на ворота доску «Заслуженный колхозник», а она, по правде и не достойна этого.    Некоторые одинокие женщины с работы не вылезали, а им – нет.
     Был кирпичный завод.
     Так налаживалась жизнь. В колхозе уже много техники, урожаи хорошие собирали. Фермы добрые построили, свиноферму. Построили новое здание администрации, новую школу. Старая сгорела в 1985 году. Больницу построили, дорогу заасфальтировали в основной улице, мастерские, д/сад, начали строить СДК. Магазины новые. Пошло дело хорошо. Люди богатеть стали.
     И тут опять чёрная полоса – перестройка…
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив