Село Дмитриево Помряскино


    Село-центр сельской администрации расположен в 20 километрах к югу от Старой Майны. Здесь: школа-лицей, Дом культуры, усадьбаОПХ « Заречное». В 1999 году в селе 412 хозяйств и 1255 жителей.
 
    Село Дмитриево-Помряскино продолжительно считалось одним из значительных фольклорных мест Ульяновской области. И хотя со временем здесь многое преобразилось, и со сменой поколений как-то иссякла та прежняя самобытность, утратилась неповторимость устного наследия, но традиции и стремления к творчеству сохранились. Новые люди, собранные здесь разными жизненными обстоятельствами, нашли здесь благодатную почву для творчества и созидания.
 
    Дмитриево - Помряскино основано в 1679 году на правом берегу Уреня мордовскими поселенцами Казанского и Арзамасского уездов. Исследователи предполагают, что название Помряскино произошло от распространенного мордовского имени Помряско.
 
    В конце 17 века в Помряскино по указу Петра Первого была переселена группа польских шляхтичей – панов, отчего Помряскино приобретает и другое название – Панское Помряскино, это название в народе употреблялось и в советский период, причем часто в коротком варианте – Панское…
 
    Современное название села – Дмитриево-Помряскино тоже имеет старые корни – в 1736 году в селе была построена деревянная церковь с престолом во имя Дмитрия Солунского, отчего село и стало называться Дмитриево - Помряскино. Однако в 1840 году во время большого пожара эта церковь сгорела. Если бы сельчане взамен ее решились построить новую церковь, то по обычаю главным престолом в ней непременно был бы прежний – во имя Дмитрия Солунского. Но к тому времени в селе была уже вторая церковь, и необходимости в строительстве новой церкви после такого разорения не было, потому о престоле во имя Дмитрия Солунского со временем в селе стали забывать. Тем не менее, знаменательная для села приставка сохранилась и стала решающей в официальном названии села…
 
    Интересно, что польские поселенцы были наделены землей четвертями на дворянских правах, то есть они могли свои наделы продать, обменять, заложить. Крестьян, наделенных четвертями, с 1714 года стали называть однодворцами. В селе и ныне одна из старейших улиц носит название Однодворки. Правда, к большому сожалению, это уже не официальное название, но оно по-прежнему остаётся визитной карточкой села, своеобразным и примечательным памятником истории. При одном лишь упоминании «Однодворки» пробуждается нескрываемый интерес к прошлому наших предков, к нашему бесценному наследию, что нельзя сказать о многих современных названиях, часто шаблонных, безликих и непродуманных.
 
    Знакомясь с историей других селений, можно расширить своё представление об однодворцах и об их традициях. Обычно однодворцы, по сравнению с крепостными крестьянами, имели больше земли и жили более зажиточно. Помряскинские земли привлекали и многих помещиков, к 1770 году среди них были известные дворянские роды. Здесь имели владения граф Петр Шереметьев, князь капитан Семен Вяземский, князь капитан Иван Бабичев, подполковник Петр Бекетов, полковник Алексей Григорьевич Языков и другие. Безусловно, время многое стирает из памяти, на смену одним людям приходят другие, оставляя для исследователей загадочный слой прожитого…
 
    К 1795 году в селе Дмитриево-Помряскино (Панское) было 88 дворов и 656 жителей. Село состояло во владении однодворцев (панов) и нескольких помещиков: надворной советницы Анны Михайловны Наумовой, майора Платона Петровича Бекетова, статского советника Ивана Никитича Репьёва, поручика Леонтия Петровича Тургенева, прапорщицы Екатерины Николаевны Наумовой, вдовы капитана Марии Петровны Наумовой, майора Алексея Анисимовича Лукина, секунд-майора Павла Михайловича Наумова…
 
    В последующие 50 лет большинство здешних помещиков продали свои владения другим помещикам: статскому советнику Александру Михайловичу Быкову, коллежскому регистратору Евлампию Николаевичу Нечаеву, коллежскому регистратору Владимиру Николаевичу Лаврентьеву и подпоручице Василисе Даниловне Слепцовой.
 
    Сегодня этих дворян никто не помнит, однако в селе еще бытуют старые названия улиц: Нечаевка, Быковщина… Нетрудно догадаться, что здесь были общины крестьян этих помещиков. Впрочем, о дворянах напоминает и главная достопримечательность села – церковь, к нынешнему моменту изрядно поруганная местными вандалами – атеистами…
 
    Несмотря на откровенную заброшенность, храм и ныне притягивает к себе какой-то божественной непостижимостью, заставляет задуматься, сопереживать. Церковь построена в 1816 году стараниями дворянки Анны Михайловны Наумовой. Нетрудно угадать, что строительство храма было великим откликом и благодарностью воинам и всему российскому народу за победу над французами в Отечественной войне 1812 года. Церковь каменная, теплая. В 1840 году во время большого пожара здание церкви по страдало, но уже в следующем году церковь была обновлена помещиком гвардии прапорщиком Николаем Михайловичем Наумовым. Церковь трехпрестольная: главный – во имя Казанской Божьей Матери. В правом приделе, построенном в 1858 году, - во имя Святителя Мирликийского Чудотворца Николая; в левом – во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Бесплотных сил. Ещё при церкви была выложена каменная часовня другим землевладельцем – Дмитрием Евлампиевичем Нечаевым. Эти добрые деяния стали для последующих поколений селян добрым примером прекрасных душевных порывов…
 
    К 1859 году в селе Дмитриево-Помряскино было 124 двора и 1051 житель. После отмены крепостного права в селе сложились три крестьянские общины: две из них были бывшие помещичьи и одна из бывших государственных крестьян, в том числе и однодворцев.
Административно село относилось к Чердаклинской волости (10 верст), Ставропольского уезда (125 верст), Самарской губернии (208 верст).
 
    В 1865 году в селе открылась земская школа площадью в 104 квадратных метра, для того времени это было достаточно просторное помещение.
 
    К своему 200-летию село Дмитриево-Помряскино довольно зажиточное, в юбилейном 1879 году в селе родилось 152, а умерло 66 человек. О материальном положении здешних крестьян говорят сухие цифры статистики: к 1884 году в Дмитриево-Помряскино (Панское) 204 двора и 1179 жителей. За крестьянскими общинами было 2206 десятин земли, из них 1631 пашни. Но наделы между общинами были разными: в лучшем положении были бывшие государственные крестьяне. Так, если брать в среднем на едока (как было в советский период), то здесь приходилось по 1,7 десятины пашни. В то же время у бывших помещичьих приходилось около 0,9 десятины пашни. Нетрудно догадаться, кому на селе жилось лучше…
 
    В целом положение селян выглядело неплохо. У помряскинцев на 204 двора было 290 коров, 423 лошади, 490 овец, а 12 хозяйств имели 197 ульев. И еще один важный показатель: за последние 10 лет в селе сгорело 219 дворов. Это свидетельство того, что некоторые горели не раз. Неудивительно, что в дальнейшем частые пожары вынуждали помряскинцев строить более надежные кирпичные дома.
 
    Из трудных лет для селян стоит выделить 1892 год, когда в селе свирепствовала холера. В этот год по здешнему приходу родилось 143, а умерло 158 человек. Из них только в августе умерло 42 человека, в том числе 37 от холеры… Тяжелым был и следующий 1893 год. В этом году родилось 160, а умерло 164 человека: из них только в июле умерло 68 человек, в том числе 49 от холеры.
 
    По переписи 1897 года в селе Дмитриево-Помряскино 256 дворов и 1375 жителей, здесь две школы: земская и церковно-приходская, здесь же водяная мельница и 5 ветряных.
 
    О прошлом села известен лишь небольшой очерк бывшего директора школы А.А. Клыкова («Ленинская искра» за 1972 год), в котором автор высказывал мнение об отношении царского правительства к просвещению. Нетрудно догадаться, что он считал, что средств тогда выделялось на народное образование ничтожно мало: так на отопление в 1901 году было выделено 36 рублей, на учебные пособия – 15 рублей и на прочие расходы – 7 рублей. Однако автор не указал состояния курса рубля тех лет в сравнении к нашему времени, потому выводы автора требуют уточнения…
 
    Клыков приводит документ «О постановке обучения в школах Ставропольского уезда», где говорится, что в апреле, мае 1901 года были проведены экзамены в школах, где отмечалось, что в Дмитриево- Помряскинской школе успешно сдали экзамены 20 учеников. Учительский Совет по рассмотрению экзаменационных списков и протоколов нашел необходимость выдать денежную награду за успешную подготовку учащихся учительнице Дмитриево-Помряскинской школы Патрижицкой Анне Фёдоровне.
 
    Успехи выпускников школы постепенно убеждали крестьян в том, что их детям грамота нужна, потому постепенно количество учеников увеличилось. В 1912 году в здешней земской школе – 96 учеников, из них 2 девочки, это потому, что девочек рекомендовали учить в церковно-приходской школе. В земской школе хорошо оплачиваемой учительницей была Анна Фёдоровна Патрижицкая, получавшая 540 рублей в год (часть от земства, а часть от общества), другой учитель школы Иван Протасьевич Неструев получал 360 рублей, а законоучитель Павел Васильевич Сафотеров – 60 рублей. Для сравнения на этот период плотник зарабатывал за день от 70 копеек до 1.15 рубля.
 
    В том же 1912 году в селе было 8 пожаров, от которых сгорело 67 дворов на сумму 25210 рублей. Безусловно, страшную беду нельзя оценить простым денежным эквивалентом, ибо для пострадавших утрачены не только материальные ценности, но и время, и пережитое несоизмеримое нервное потрясение.
 
    По данным 1915 года село достигает наибольшей известной численности – 1631 житель. Из 237 крестьянских хозяйств лишь 21 считались безлошадными, но остальные были благополучными, из них 125 имели по две лошади, а 32 хозяйства имели по три и более лошадей.
 
    Из трех сельских обществ значительное увеличение земельных наделов произошло во втором (бывшем помещичьем) обществе за счет 1482 десятин купчей земли. Следует напомнить, что в селе до революции было построено много каменных (кирпичных) домов, и на тот период село было довольно крепким.
 
    Сегодня прошлое села люди воспринимают по-разному, ибо Великий Октябрь провел невидимую грань, за которой идеологи продолжительно и настойчиво твердили об убогости и неприглядности дореволюционного села. Тем самым затушевывали многое, что сами успели натворить после революции, доведя зажиточное село до крайней бедности…
 
    В 1918 году в Дмитриево-Помряскино был образован сельский Совет. При новой власти селяне пережили жуткое время Военного коммунизма, тревоги гражданской войны, засуху, нещадный голод и эпидемии, все это привело селян к резкому обнищанию.
 
    В 1930 году в селе Дмтриево-Помряскино было 333 хозяйства и 1546 жителей, в том же году в селе был образован колхоз имени Мичурина. С коллективизацией менялся и привычный уклад сельской жизни, в том же тридцатом со здешней церкви сняли колокола, где-то в тридцать втором ее закрыли, а здание церкви использовали под склад.
 
    Словно Божье предупреждение за утерю духовности, от молнии сгорела ветряная мельница, что была несколько восточнее церкви, затем была тяжелая кровопролитная война. Может, это было масштабным наказанием человечеству за массовые нарушения Божьих заповедей, ибо всякая мутация разума приводит к катастрофическим катаклизмам.
 
    В районную Книгу Памяти занесены имена 107 селян, не вернувшихся с войны, а спустя 49 лет с начала войны, в Дмитриево-Помряскино поставят красивый памятник не вернувшимся селянам в виде развернутой книги, у основания которой мемориальные плиты с именами погибших.
 
    Коллективизация, репрессии и война оставили в памяти горькие воспоминания. Это годы беспросветного, практически бесплатного рабского труда, непосильных налогов, недоедания, невосполнимых потерь и тревожных ожиданий. Старожилы с горечью рассказывали о том, чтобы выжить и платить налоги, им приходилось на своем участке сажать вместо овощей махорку, а затем продавать её в городе Ульяновске.
 
    В 1950 году в Дмитриево-Помряскинский колхоз Памятник погибшим Дм.-Помряскинцам в ВОВ влились колхозы из селений Юрманки, Ботьма, Ерзовка, Ивановка, а с устройством Куйбышевского водохранилища в село переселилась часть жителей сносимых селений.
 
    В 1960 году колхоз вошел в состав совхоза «Старомайнский». В совхозе помряскинцы стали получать за свой труд зарплату, и жизнь в селе стала улучшаться.
 
    В истории села были и другие эксперименты: помряскинцы входили в совхоз «Неверовский», и наконец, с 1976 года здесь образовалось Опытно-производственное хозяйство «Заречное».
 
    Безусловно, в новое хозяйство были вложены большие средства. В эти годы в Дмитриево-Помряскино построено много новых домов, в том числе двухэтажных панельных, с удобствами. Здесь же новое здание школы (1985 год), Дом культуры (1988 год), детский сад на 90 мест, водопровод, газопровод, дороги с твердым покрытием, картофелехранилище на 500 тонн и многое другое.
 
    Если сегодня идти в село с большака, то с левой стороны дороги новая более благоустроенная часть села, ее часто называют Площадкой (полнее Стройплощадкой), далее улица продолжается по старой части села, изгибаясь в виде подковы, северная часть которой называется Бухарой. Происхождение этого странного для здешних мест названия ведется, по рассказам старожилов, с голодного года, когда, спасаясь от голода, люди разъезжались в поисках сытых мест, где пережидали трудное время, вернувшись, они делились впечатлениями, и более всего селян покорил рассказ о Бухаре, с тех пор кусок улицы, где жил рассказчик, прозвали Бухарой.
 
    Примечательно, что улицы в селе имеют и официальные названия: Советская, Рабочая, Первомайская… Названия до оскомины шаблонные, потому мало употребляются.
 
    Основное богатство села – это люди от рядовых рабочих до руководителя, от работников культуры до школьного учителя. К сожалению, последнее десятилетие 20 века наше Отечество потрясли непродуманные реформы, от которых особенно пострадало сельское хозяйство. В этом тотальном обвале экономики было трудно сохранить прежние сельскохозяйственные предприятия, значительно снизились показатели и в ОПХ, многое достигнутое оказалось под угрозой, к 1999 году вдвое сократилось дойное стадо. Хочется верить, что выход из этого тупика найдется, и для селян наступит время очередного подъема. Главное - не падать духом, не искать виновных, а научиться жить по-новому.

«Взгляд в прошлое» Ю. Мордвинов
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив