Село Волостниковка: Знаменская церковь

    Как следует из документов Национального архива Республики Татарстан, деревянный храм был построен в 1769 или 1779 году. Почти через сто лет, в 1860 г. (по другим данным, в 1862 г.) на средства помещицы Анны Ивановны Апреловой была сооружена деревянная Знаменская двухпрестольная церковь (тёплая, главный престол в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя святых Петра и Павла), а в 1885 г. открыли церковно-приходскую школу. Был ли храм в селе до 1769 года, или сельчане посещали Николаевскую церковь в соседнем селе Старая Грязнуха, действовавшую с 1712 года? Точного ответа на этот вопрос пока нет.
    Интересную информацию о храме удалось получить от одного из немногих оставшихся жителей села – бывшего учителя Валентины Григорьевны Филипповой. После окончания педагогического училища в Чувашии её распределили в с. Волостниковку, куда она приехала в 1956 г., проработав учителем до пенсии. Часть села переселяли из низкого места (из зоны затопления Куйбышевской ГЭС – Е.Б.), и церковь, хотя и находилась на горе, находилась в зоне берегообрушения. Около нее были кладбища, которые до сих пор рушатся в воду. Председатель сельского совета заставил Валентину Григорьевну сфотографировать со всех сторон церковь для переселенческого отдела, так как у неё был фотоаппарат, и она неплохо снимала (так В.Г. стала автором и хранителем единственного и уникального фото церкви – Е.Б.). Позже родственники Филипповой с подачи властей уничтожили даже негативы снимков, время-то было атеистическое. Но Валентина Григорьевна сумела спрятать и сохранить одно фото, сделанное в 1958 г.
    В 1959 г. начали строить новую школу, так как старая располагалась на горе в зоне берегообрушения, причём для этого использовали бревна от церкви. К 1960 г. стройка закончилась.
    По словам В.Г. Филипповой, церковь имела два престола – во имя Петра и Павла, в ней хранилась икона Знамения Божьей Матери, но ко времени переселения она была пустой.
Также она рассказывала: «Среди старожилов до сих пор широко бытует мрачная легенда. В селе жил жестокий помещик по фамилии Жедрин (как показали архивные документы, такой был на самом деле – Е.Б.). Как-то он впал в летаргический сон, его похоронили в склепе около церкви. Вскоре он проснулся и стал кричать. Церковный сторож сказал батюшке, что из нового склепа доносятся крики, но батюшка ответил следующее – если мы поможем помещику, то он нас закопает». В 1860 году самыми крупными владельцами села («Волосниково») были «наследники Жедринские». Получается, что сам Жедрин к этому времени уже умер, то есть народная память хранит события более чем 150-летней давности.
    В Государственном архиве Ульяновской области хранятся уникальные документы по церковной истории Волостниковки в советское время. К сожалению, их немного. В 1930 г. в состав сельского православного религиозного общества входило 1866 человек, в том числе 23 учредителя. В это время в храме служили священник Виктор Алексеевич Рождественский (1867 г.р.) и дьякон Пётр Васильевич Студенцов (1872 г.р.). Кстати, в 1930 г. с колокольни Знаменской церкви сняли 4 колокола общим весом 2243 кг, или 2,24 т.
    В апреле 1929 г. была произведена единственная дошедшая до нас опись церковного имущества Знаменского храма. В неё входило 85 наименований. Среди прочей церковной утвари перечисляются следующие: облачения священника и дьякона (3 парчевых), тарелки медные (3), укропницы медные (2), сосуд медный для освящения хлебов (1), водосвятная чаша (1), братина медная (1), медный таз (1), бронзовые хоругви (2), покровов на аналой (12), подсвечников медных (14) и т.д. Там же упоминались 7 старых колоколов. Опись заверили члены церковного совета И. Макаров и И. Титов. Отмечу, что в этом документе заполнены не все страницы, часть текста неразборчива. В общем, лихое для православия время оставило свой отпечаток и здесь.
    В 1935 г. священником Знаменской церкви был Михаил Николаевич Богородский (1880 г.р.), служивший на этом месте с 22.12.1933 г. Какой оказалась судьба прежних духовных лиц, можно только догадываться.
    Интересная история произошла в Волостниковке летом 1936 г. 3 августа 1936 г. сельский церковный совет направил письменное заявление Старомайнскому районному исполнительному комитету: «Председатель Волостниковского сельсовета заявил председателю церковного совета Солодовникову Ивану Игнатьевичу, что ему… нужны дрова для отопления школ. И кирпич для ремонта, а почему намерен имеющиеся дрова у церковного совета, заготовленные им для отопления храма и церковной сторожки изъять для вышеуказанных целей, а требуемый для ремонта кирпич получить разобрав часовню, находящуюся при храме подлицо с церковной оградой и служит усыпальницей для покойников и местом совершения отпетий умерших от заразных болезней. Считая данные намерения… несоответствующим параграфам инструкции религиозных объединений просим Старомайнский рик (райисполком – Е.Б.) оказать нам законное содействие… В противном случае мы будем вынужден обратиться в крайисполком…».     Результатом борьбы церковной общины и сельской власти стало указание районного исполкома сельсовету о запрете разбора часовни. Этот случай говорит о том, что в 1936 г. активная религиозная жизнь в селе продолжалась, и местная община верующих активно отстаивала свои интересы и права. Но в советское время она не могла продолжаться длительное время – рано или поздно власти всех уровней стремились закрыть все храмы. 26 февраля 1951 г. Волостниковский сельский совет обсуждал вопрос «О разборе здания церкви вследствие того, что она пришла в негодность». Оказывается, церковь закрыли в 1941 г., после чего она не ремонтировалось и с каждым годом здание разрушалось всё больше и больше, представляя, по мнению властей, угрозу для жизни местных жителей. Поэтому на заседании сельсовета решено было церковь разобрать, но ответственных за разбор не назначили. Чем закончилась эта история, мы знаем из рассказа В.Г. Филипповой. Бревна и железные листы крыши, использованные при строительстве новой школы – всё, что осталось от храма – пока ещё хранят память о нём. Но после закрытия школы, видимо, здание протянет недолго…
    При  активном содействии учителя Волостниковской школы Цыппо Марины Александровны, удалось отправить на хранение в Ульяновский областной краеведческий музей наиболее ценные экспонаты школьного исторического уголка, в частности, единственную сохранившуюся икону из разрушенной в 1958 г. Волостниковской церкви (по словам сотрудников УОКМ, это икона крестьянского письма второй половины XIX в., возможно, изображен целитель Пантелеймон).


Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив